Реализованные проекты и методика
Татарстан-2030 / tatarstan2030.ru |
Кубань-2030 / kuban.lc-av.ru |
Санкт-Петербург-2030 / spbstrategy2030.ru |
Алания-2030 / alania.lc-av.ru |
Адыгея-2030 / InvestinAdygea.ru |
РЦСП. Ресурсный центр по стратегическому |
ЯНАО-2035 / lc-av.ru/yanao |
Липецкая область-2030 / lc-av.ru/lipetsk-reg-2030 |
Форум стратегов / Forumstrategov.ru |
Уникальным конкурентным преимуществом Консорциума Леонтьевский центр — AV Group является открытая методика разработки стратегических документов. Методика развивается более 20 лет, начиная с работы Леонтьевского центра над первым в России Стратегическим планом Санкт-Петербурга (1996-1997 гг.), и уже опробована в десятках проектов по разработке региональных и муниципальных стратегий, постоянно дополняется и обновляется.
«Живая» система управления будущим AV Galaxy – Единая методика разработки Стратегии
Разработка Стратегии развития Краснодарского края на долгосрочную перспективу (далее – Стратегия) осуществляется в рамках единой методики оценки и повышения конкурентоспособности региона – «Живой» системы управления будущим AV Galaxy, разработанной Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group, на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и др. и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
«Живая» система управления будущим AV Galaxy – интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его отраслей специализации. Система отражает базовую идею – участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:
- Диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон.
- Доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель – стратегические цели (для направлений конкуренции, экономических комплексов и экономических зон) – цели – задачи).
- План мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий и ключевых проектов развития, в т.ч. флагманских проектов.
Рисунок 1
Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделением, в увязке с экономическими комплексами, кластеров и флагманских проектов) в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций.
Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов – конкуренции регионов и предприятий (см. табл. 1) так и – повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по всем направлениям конкуренции единовременно.
Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий.
Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:
- Регион в целом.
- Экономические зоны.
- Базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли.
- Межотраслевые кластеры.
- Меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.
Таблица 1 – Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий
Название направления конкуренции (регион / бизнес) |
Региональный уровень | Уровень бизнеса |
G1. Рынки (конкуренция за потребителя и рынок) | Конкурентоспособность приоритетных региональных экономических комплексов / отраслей (с выделением конкурентоспособных продуктов) специализации на их рынках сбыта. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки. | Объем продаж (экспорта / вывода). Доля рынка. |
G3. Институты (конкуренция за предпринимателя, конкуренция за административный ресурс власти) | Качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления и развития. Высокий уровень развития предпринимательства (крупного, среднего и малого). Понятный доступ к административным ресурсам. | Эффективное управление (финансовый результат, стоимость бизнеса). Качество и доступность институтов. |
G3. Человеческий капитал (конкуренция за человека – трудовой ресурс и личность) | Лучшие условия для привлечения, удержания и развития носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг. | Производительность труда. Уровень доходов и заработной платы. Качество и доступность социальных инструментов поддержки. Мотивированные, квалифицированные сотрудники. |
G4. Инновации и информация (конкуренция за инновации/технологии и за доступ к информации) | Лучшая экосистема инноваций. Уровень технологического развития экономики. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры. | Разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов. Качество и доступность информации. |
G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие (ресурсы относительно неизменяемый фактор развития, связанный с территорией, при этом конкуренция за качество моделей устойчивого развития) | Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при соблюдении принципов устойчивого развития. | Доступ к сырью, земельным ресурсам. Качество природной среды. Уровень устойчивости развития. |
G6. Пространство и реальный капитал (конкуренция за качество пространства, размещение активов/производств; влияющие факторы – инфраструктура, сырье) | Высокое качество физической инфраструктуры и пространства, удобные для жизнедеятельности и ведения бизнеса в регионе. | Обеспеченность и эффективное использование основных фондов. Качество и доступность среды (пространства). |
G7. Инвестиции и финансовый капитал (конкуренция за финансовые ресурсы, инвестиции) | Качество и доступность финансовой системы региона. Условия для развития финансовых институтов. Лучшие инструменты привлечения инвестиций. Эффективное вложение федеральных и региональных инвестиций. | Обеспеченность и эффективное использование финансовых ресурсов. Качество и доступность финансовой системы региона. |
Ключевые вехи формирования единой методики
Основные принципы коммуникативного стратегического планирования, зафиксированные как «Технология КРЭП» (Координация-Разработка-Экспертиза-Продвижение), были опубликованы Леонтьевским центром в 2003 г. в книге «Как разработать стратегический план» и остаются неизменными.
Существенно дополнила технологию КРЭП методика количественной оценки конкурентоспособности регионов «Живая система управления будущим «AV Galaxy», разработанная в 2003 г. и оформившаяся к 2013 г. в целостный методический подход. В центре данного подхода — мощная интеграционная схема «AV Galaxy», позволяющая системно накапливать, обрабатывать, анализировать и подавать информацию в разрезе семи направлений/факторов межрегиональной конкуренции на всех этапах разработки стратегии, а затем и при управлении реализацией стратегии.
В качестве практического инструмента измерений текущих конкурентных позиций региона используется ежегодно рассчитываемый Индекс конкурентоспособности регионов — AV RCI. Первоначально это был закрытый внутренний инструмент, применяемый для диагностики конкурентоспособности регионов в отдельных проектах. В настоящее время это единственный в России индекс конкурентоспособности с полностью открытой методикой расчёта.
Консорциум использует проверенные схемы вовлечения стейкхолдеров через механизм проектных площадок и проектных сессий, технологии работы с общественностью через социальные сети, методы активизации молодежи с помощью конкурсов проектов.
Обязательной частью работы над стратегией является подготовка предложений по адаптации системы управления в соответствии со стратегическими целями на принципах проектного управления. Оптимальный результат достигается тогда, когда уже в процессе разработки определяется структура, ответственная за реализацию, которая становится активным участником создания стратегии.
Важнейшим элементом методики является процедура интеграции с документами территориального планирования через включение в стратегию социально-экономического развития концепции пространственного развития. В концепцию входит набор картосхем, определяющих направления пространственного развития как для региона в целом, так и для выделяемых в его границах экономических зон, агломераций и отдельных муниципальных образований.
Об идеологии работы и наборе методических приемов можно судить на основании Словаря терминов, используемых в проектах Консорциума и презентации.
Консорциум содействует распространению лучшей практики стратегического планирования в России с помощью Ресурсного центра по стратегическому планированию и его публичного портала StratPlan.ru, созданного Леонтьевским центром в 2000 г., а также ежегодного Форума стратегов, проводимого с 2002 г.
«Кейсы» LC-AV
Кубань-2030
Алания-2030
Адыгея-2030
Темрюк-2030
ЯНАО-2035
Липецкая область-2030
Калмыкия-2030
Усть-Лабинский район-2030
В 2015 г. в соответствии с 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. («Стратегия «Татарстан-2030»), разработанная в 2013-2014 гг. Консорциумом под руководством Леонтьевского центра при существенном участии AV Group (экономический блок).
В основу Стратегии «Татарстан-2030» заложен принцип создания «живой» системы управления будущим – системы многоуровневого управления регионом через набор стратегий, программ и проектов. В рамках целостной системы разработаны: Стратегия, план мероприятий по реализации Стратегии, концепции развития экономических зон и ключевых экономических комплексов/отраслей, новая модель взаимодействия институтов развития, способных сопровождать стратегический и инвестиционный процесс.
Реализация Стратегии «Татарстан-2030» предполагает осуществление новой экономической политики – кластерной активации, направленной на повышение конкурентоспособности региона и экономический рост посредством поддержки кластеров и процессов кластерообразования, модернизации современной экономики и создания умной экономики на основе механизмов кооперации и государственно-частного партнерства. Ключевая роль в кластерной активации отводится бизнесу, его способности сформулировать и реализовать собственные амбициозные стратегии развития, построенные на основе проработанной диагностики и выстроенного портфеля приоритетных проектов развития, эффективных систем стратегического и операционного управления; привлечения инвестиций; развития и удержания человеческого капитала.
Стратегия развития Краснодарского края на долгосрочную перспективу (далее – Стратегия) разработана Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group в 2016-2017 гг. В команду были привлечены EY, Эксперт Юг, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Проектный офис, Институт реформирования общественных финансов, Финансовый Университет, Высшая школа экономики, Кубанский Государственный Университет. В процессе разработки было организовано эффективное взаимодействие с органами власти краевого и муниципального уровней, в продуктивную работу над стратегией были вовлечены все заинтересованные и влиятельные участники развития края. Организованы и успешно проведены четыре региональных стратегических сессии, а также стратегические сессии в семи территориальных экономических зонах.
Стратегия предлагает новые и эффективные походы к кластерной активации, пространственному развитию, созданию умной промышленности и кластера креативных индустрий, формированию городских агломераций. В составе Стратегии проработана система флагманских проектов, включая такие как «Южный экспортно-импортный хаб», «Умная Кубань – лидеры будущего», «Пространство без границ». Определены приоритетные программы по всем ключевым направлениям развития (например, «Обучение через всю жизнь», «Здоровье и долголетие», «Госуправление третьего поколения», «Трансформация городов-лидеров Краснодарского края», «Кавказский горный ареал» и другие). Проект Стратегии был обсужден на Экспертном совет Форума стратегов 2017 и получил высокую оценку.
Стратегия развития социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года разработана Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group в 2017 г. В процессе разработки было организовано взаимодействие с республиканскими и муниципальными органами власти, проведены две стратегических сессии. По инициативе главы республики Вячеслава Битарова создана автономная некоммерческая организация «Агентство развития РСО-Алания» — проектный офис для реализации приоритетных направлений стратегии.
Высшей ценностью Стратегии является Человек. Республика Северная Осетия-Алания сконцентрирует свои ключевые ресурсы на вопросах создания благоприятных условий для развития и совершенствования, привлечения и удержания человеческого капитала. Будут системно создаваться условия для сохранения культурного наследия осетинского народа и развития осетинской национальной культуры, развития талантов и компетенций жителей и гостей республики, а также жителей Кавказа в целом.
Главная стратегическая цель Стратегии: Алания – сердце Кавказа (многонациональный центр государственности и международного сотрудничества в сердце многомиллионного Кавказа; культурно-творческий, образовательный и спортивный центр Кавказа с высоким качеством жизни и лучшими условиями для развития молодежи; конкурентоспособный центр развития умных экономических комплексов: агропрома, промышленности, возобновляемой энергетики и туризма, бережно использующий уникальную природу).
РСО-Алания будет принимать активное участие в кластерной активации в рамках Южного полюса роста России по следующим направлениям: развитие Южного агропромышленного кластера, развитие туристско-рекреационного кластера Юга России, развитие Южного торгово-транспортно-логистического кластера, развитие кластера умной промышленности Юга России, развитие кластера социальных и креативных индустрий Юга России. Модель стратегического развития РСО-Алания предусматривает: флагманский проект «Новая Алания» (проект Агентства развития РСО-Алания по комплексному развитию республики на основе Стратегии «Алания-2030. Алания – сердце Кавказа»), включающий: восемь приоритетных программ кластерной активации, приоритетную программу пространственной трансформации, шесть приоритетных программ институциональной трансформации.
Основные положения социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 г. (далее – Стратегия) разработаны Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group в 2016-2017 гг.
Приоритеты и цели развития Республики Адыгея согласованы с приоритетами и целями развития Российской Федерации.
Высшей ценностью Стратегии развития Республики Адыгея является человек и система развития человеческого капитала. В рамках стратегического периода ключевое внимание будет уделяться повышению уровня жизни населения Республики Адыгея и созданию условий для качественного созидательного труда на благо развития республики и Юга России в целом.
Одним из основных приоритетов Стратегии является обеспечение опережающего социально-экономического развития, предполагающего экономический рост на уровне 5% (среднегодовой накопленный прирост ВРП за период с 2016 г. по 2030 гг.), увеличение ВРП по ППС до 6,4 млрд USD в 2024 г. и до 8,6 млрд USD – в 2030 г.; рост ВРП на душу населения к 2030 г. в 1,8 раза при значительном снижении уровня бедности населения региона (снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 13,6% в 2016 г. до 6,6% в 2024 г. и до 4,6% в 2030 г.).
Республика Адыгея – важный элемент Южного полюса роста. В Стратегии проработана задача повышения качества взаимодействия с соседними регионами и усиления международной интеграции.
Республика Адыгея делает ставку на сбалансированное территориально-пространственное развитие городов и сельских поселений.
Республика Адыгея будет принимать активное участие в кластерной активации в рамках Южного полюса роста по следующим направлениям: развитие Южного агропромышленного кластера, туристско-рекреационного кластера Юга России, Южного торгово-транспортно-логистического кластера, кластера «Умная промышленность Юга России», кластера социальных и креативных индустрий Юга России.
Стратегия социально-экономического развития МО г. Новороссийск разрабатывается с мая 2018 г. Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group.
Город Новороссийск является крупным транспортным узлом и важным торговым портом, имеет исторические заслуги перед Отечеством, награжден 07.05.1966 г. орденом Отечественной войны первой степени, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14.09.1973 г. удостоен звания «Город-герой», с вручением высших государственных наград ордена Ленина и медали Золотая Звезда.
Ключевым приоритетом Стратегии является создание благоприятных условий для привлечения, удержания и развития человеческого капитала, применения талантов и компетенций каждого на общее благо города Новороссийска и Краснодарского края.
В доктрине обозначены следующие цели развития г. Новороссийска: торгово-транспортно-логистический комплекс — лидер российского кластера «Южный экспортно-импортный хаб»; Новороссийск – город предпринимателей (на уровне крупного, среднего и малого бизнеса), и эффективного муниципального управления; умный город с развитой новой экономикой, ориентированной на реализацию потенциала молодых талантов и предпринимателей; город, эффективно использующий природные ресурсы на основе соблюдения принципов устойчивого развития для обеспечения высокого качества жизни населения; комфортное пространство жизнедеятельности населения и гостей региона с высоким качеством среды обитания и ведения бизнеса; город, входящий в топ-20 городов по уровню инвестиционной привлекательности: ключевые субъекты бизнеса инвестиционно привлекательны на национальном и мировом уровне, создана эффективная инвестиционная среда, бюджет муниципального образования сбалансирован.
Опережающее социально-экономическое развитие г. Новороссийска предполагает экономический рост от 4,6 до 6,2% годовых на основании расчетов базового и оптимистического сценариев, рост объёма промышленного производства к 2030 г. — не менее чем в 3,1 раза, значительный рост объёмов экспорта, при этом в структуре регионального экспорта к 2030 г. будет преобладать несырьевой неэнергетический экспорт, средние темпы прироста производительности труда — от 4,3% до 5,6% в год на протяжении периода 2019-2024 гг., при приросте производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей, таких как промышленность, строительство, транспорт, торговля, темпами не ниже 5% в год. Рост производительности труда позволит к 2030 г. увеличить средний размер заработной платы до уровня, превышающего 80 тыс. руб., за счет чего будет обеспечено значительное снижение уровня бедности. Увеличение среднегодовых объемов ввода жилья к 2030 г. в 1,3-1,5 раза по сравнению с 2016 г. позволит обеспечить растущее население и гостей города современным и качественным жильём, создаст прочную основу для реализации человеческого потенциала. Для реализации Стратегии МО г. Новороссийск необходимо привлечь 1-1,2 трлн руб. инвестиций в основной капитал.
Итогом реализации стратегии развития, привлечения и удержания человеческого капитала должно стать увеличение населения региона до 400-420 тыс. чел. при уровне ожидаемой продолжительности жизни не менее 80 лет.
Успехи в трансформации человеческого капитала, инновационной и институциональной среды МО г. Новороссийск позволят городу повысить свою конкурентоспособность и войти в число 30 (а при реализации оптимистического сценария — в число 20) ведущих городов России (согласно комплексной оценке уровня конкурентоспособности городов AV UCI по данным направлениям).
Развитие туристско-рекреационного комплекса в сочетании с качественной трансформацией городской среды и повышением качества жизни населения будет стимулировать увеличение количества туристов, посещающих г. Новороссийск.
МО г. Новороссийск стремится к лидерству в экономических, социальных и пространственных аспектах развития. Город готов быть в числе пилотных муниципальных образований Краснодарского края при реализации портфеля флагманских проектов Краснодарского края.
Стратегия социально-экономического развития МО Темрюкский район до 2030 г. разрабатывается с декабря 2018 г. Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group.
Географическое положение района, особенности климатических условий определили развитие основного направления сельскохозяйственного производства – виноградарство и виноделие. Таманские вина – мирового класса, на международных конкурсах завоевали 7 Гран-при, 720 дипломов и медалей, из них 162 золотых.
Тамань – древние морские ворота Юга России, прошлое, настоящее и будущее которой связано с морем. Небольшой по площади полуостров имеет на своей территории два международных порта «Темрюк» и «Кавказ» и строящийся порт «Тамань» на мысе Железный Рог.
Обилие солнца и умеренная влажность воздуха создают благоприятные условия для лечения и отдыха. Купальный сезон длится 4 мес. Лечебные иловые грязи в районе Таманского полуострова представлены наиболее крупными в России ресурсами иловых сероводородных грязей.
Богатейшая история Таманского полуострова насчитывает 26 веков (культурное напластование здесь достигает 14 м). Более 700 памятников археологии находится здесь. В комплекс музеев и памятников входит Таманский археологический музей с заповедником Гермонасса-Тмутаракань, Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани, единственный в России музей боевой техники «Военная горка» и краеведческий музей в Темрюке, музей казачьего быта в станице Старотитаровской. Таманская земля хранит свидетельства существования античных городов — Гермонасса, Фанагория, Ахиллейон, Апатур, Патрей, Тирамба и других.
Одним из основных приоритетов Стратегии является опережающее социально-экономическое развитие, предполагающее экономический рост от 11,7 до 15,1% годовых на основании расчетов базового и оптимистического сценариев. Объём промышленного производства вырастет к 2030 г. не менее чем в 10 раза (согласно базовому сценарию). Будет обеспечен значительный рост объёмов экспорта, при этом в структуре регионального экспорта к 2030 г. будет преобладать несырьевой неэнергетический экспорт.
Для реализации Стратегии МО Темрюкский район необходимо привлечь от 0,9 до 1,1 трлн руб. инвестиций в основной капитал.
Будут обеспечены средние темпы прироста производительности труда от 6,6% до 8,6% в год на протяжении периода 2019-2024 гг.
Будет обеспечено значительное снижение уровня бедности. Рост производительности труда позволит к 2030 г. увеличить средний размер заработной платы до уровня, превышающего 65 тыс. руб.
Увеличение среднегодовых объемов ввода жилья к 2030 г. в 1,7-2,0 раза по сравнению с 2016 г. позволит обеспечить растущее население и гостей района современным и качественным жильём, создаст прочную основу для реализации человеческого потенциала.
Итогом реализации стратегии развития, привлечения и удержания человеческого капитала должно стать увеличение населения региона до 183-197 тыс. чел. при уровне ожидаемой продолжительности жизни не менее 80 лет.
Развитие туристско-рекреационного комплекса в сочетании с качественной трансформацией среды жизнедеятельности будет стимулировать увеличение количества туристов, посещающих Темрюкский район.
Будут достигнуты значительные успехи в трансформации человеческого капитала, инновационной и институциональной среды муниципального образования Темрюкский район, которые позволят району повысить свою конкурентоспособность.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Геленджик до 2030 г. разработана Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group в 2020 г. В процессе разработки Стратегии состоялось две стратегические сессии, в рамках которых были определены ключевые позитивные и негативные факторы развития территории, и проработан перечень приоритетных проектов и мер.
Участие в разработке и обсуждении Стратегии приняли более 100 человек: эксперты LC-AV, депутаты, представители управлений Администрации МО город-курорт Геленджик, главы сельских поселений, общественных организаций, бизнеса, организаций санаторно-туристского комплекса, образования, спорта, культуры и молодежной политики и др.
МО город-курорт Геленджик расположен на юго-западе Краснодарского края и входит в Черноморскую экономическую зону, его территория расположена к юго-востоку от г. Новороссийска.
Долгосрочное развитие МО город-курорт Геленджик ориентировано на развитие человеческого капитала, динамичный рост ключевых экономических комплексов, гармонизацию пространственного развития. Ключевой ценностью Стратегии МО город-курорт Геленджик выступил Человек. Создание благоприятных условий для привлечения, удержания и развития каждого человека, применения его талантов и компетенций на общее благо города-курорта и Краснодарского края, а также создание высококачественных условий для приезжающих в город-курорт туристов (в т.ч. приезжающих на длительный срок для удаленной работы) и отдыхающих – один из главных приоритетов Стратегии.
Главная стратегическая цель Геленджик-2030 – респектабельный круглогодичный курорт с комфортной средой для жизни, гармоничного развития, творческой самореализации и отдыха.
Одним из приоритетов Стратегии является преодоление последствий кризиса 2020 г. и опережающее социально-экономическое развитие, предполагающее экономический рост от 2,2 до 4,1% годовых.
Основным механизмом реализации Стратегии является система муниципальных флагманских проектов:
• МФП «Гостеприимный Геленджик»;
• МФП «Социально-креативный кластер Черноморской экономической зоны»;
• МФП «Комфортная социальная среда Геленджика»;
• МФП «Современная инфраструктура Геленджика»;
• МФП «Умный Геленджик».
В городе-курорте значительно вырастет потребительская сфера, будет создана деловая и творческая среда, стимулирующая развитие отдельных направлений умной экономики, которые позволят городу-курорту включиться как в общероссийское, так и международное разделение труда и значительно повысить свою долгосрочную конкурентоспособность. Итогом реализации стратегии развития должно стать увеличение населения до 131,6 тыс. чел. при уровне ожидаемой продолжительности жизни не менее 80 лет.
Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 г. разрабатывалась Консорциумом Леонтьевский центр AV Group в 2019-2021 гг.
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее – ЯНАО) – один из крупнейших субъектов Российской Федерации, расположенный в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера. ЯНАО – лидер по добыче природного газа (более 80% общероссийской добычи) и по производству сжиженного природного газа (более 60% общероссийского производства). В регионе уживается два экономических уклада: промышленный и традиционный, основанный на жизнедеятельности малочисленных коренных народов Севера (далее – КМНС). Агропромышленный комплекс, представленный оленеводством и животноводством, обладает высокой социальной значимостью, обеспечивая основной доход коренным народам, ведущим традиционный образ жизни.
Стратегической целью является развитие ЯНАО как комфортного региона для долговременного проживания. В качестве приоритетов развития выделяются устойчивый экономический рост, повышение качества жизни населения, сохранение и устойчивое развитие КМНС, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности, а также эффективное управление регионом.
Стратегия отличается глубинной проработкой промышленно-технологической инициативы, которая заключается в развитии топливно-энергетической промышленности на основе освоения проектов группы ЯМАЛ СПГ и развития ТРИЗ проектов в области добычи нефти НПТ района.
Итогом реализации Стратегии в сфере экономического развития ЯНАО станет увеличение объема добычи газа в 1,4 раза, рост ВРП в 1,3 раза и рост инвестиций в основной капитал в 1,2 раза в сопоставимых ценах к 2020 г., а также увеличение объема потребительского рынка в 1,6 раз. Среди целевых индикаторов социального развития региона к 2035 году следует выделить повышение ожидаемой продолжительности жизни на 7 лет до 78,7 лет, увеличение реальных денежных доходов населения в 1,33 раза.
Арктические территории, к которым относится регион, отличаются хрупкими биосистемами, в связи с чем мероприятия Стратегии направлены на сохранение биоразнообразия, лесного фонда, формирование системы геоэкологической безопасности, системы мониторинга и реагирования на техногенные угрозы.
Уникальный историко-культурный и природный ландшафт ЯНАО сформирован благодаря КМНС, в связи с чем сохранение и устойчивое развитие их традиционных практик природопользования, этнокультурных особенностей и исторического наследия является одним из приоритетов Стратегии.
В 2021 г. ЯНАО возглавил рейтинг социально-экономического положения регионов России, реализация Стратегии в дальнейшем поможет твердо закрепиться автономному округу на лидирующих позициях.
Стратегия «Липецкая область-2030»
Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2030 года разрабатывалась в 2021-22 гг. Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group. В процессе разработки Стратегии ее ключевые принципы и положения рассматривались общественностью при проведении стратегических сессий, круглых столов, рабочих совещаний с представителями экспертного сообщества, предпринимательства, общественных организаций, исполнительных органов власти и органов местного самоуправления Липецкой области и рабочих групп, созданных при органах исполнительной власти Липецкой области. Жители Липецкой области принимали участие в разработке Стратегии с помощью специально созданного интернет-портала стратегия.липецкаяобласть.рф.
Высшей ценностью Стратегии является Человек, ключевой приоритет развития региона – обеспечение высокого качества жизни для населения путем создания условий сохранения и приумножения здоровья и благополучия, обеспечения условий комплексного развития, создания комфортной и безопасной среды, достойных условий эффективного труда и предпринимательства для каждого жителя Липецкой области.
Главная стратегическая цель: Липецкая область – 2030 – регион высокого качества жизни с развитым промышленно-технологическим сектором экономики и экологичным сельским хозяйством, где власть, бизнес и граждане разделяют ценности устойчивого развития и руководствуются принципами ESG. ESG-принципы зафиксированы в Стратегии в разрезе E (качества окружающей среды), S (качества социального развития) и G (эффективности управления и устойчивости экономического развития) и сбалансированно реализуются на региональном, корпоративном (бизнес), муниципальном уровнях и уровне населения Липецкой области.
В рамках Стратегии развития формируется и стимулируется реализация портфеля флагманских проектов Липецкой области, сопровождающих приоритетное развитие ключевых стратегических направлений:
• ФП «Промышленно-технологический кластер Липецкой области (на основе ESG принципов)».
• ФП «Здоровье и благополучие жителей Липецкой области».
• ФП «Самореализация и развитие талантов Липецкой области».
• ФП «ESG трансформация».
• ФП «Туристско-рекреационный кластер «Липецкая земля».
• ФП «Комфортная и безопасная среда для жизни в Липецкой области».
В результате реализации Стратегии будет обеспечено увеличение ВРП, в 1,28 раза к 2030 г. вырастет объем промышленного производства. Объем несырьевого неэнергетического экспорта продукции, произведенной в Липецкой области, в 2030 г. составит порядка 6,1 млрд долл. США. В Липецкой области на протяжении периода 2022-2030 гг. будут обеспечены среднегодовые темпы роста производительности труда от 102,4% в год.
Будут достигнуты значительные успехи в развитии определенных направлений конкуренции Липецкой области, которые позволят региону войти в число 30 (а при реализации оптимистического сценария – в число 25) ведущих регионов России (согласно комплексной оценке уровня конкурентоспособности RCI по данным направлениям).
Липецкая область готова быть пилотным регионом развития области устойчивого промышленно-технологического развития: кластерной активации в приоритетных промышленно-технологических секторах экономики и стимулировании развития промышленно-технологических бизнесов, создании модели государственного управления третьего поколения на базе региональной экосистемы.
Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 г. была разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Калмыкия в 2019 г. Разработчиками Стратегии выступил ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова».
В 2019 г. команда Консорциума Леонтьевский центр – AV Group (LC-AV) сопровождала разработку Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 г. Эксперты LC-AV провели внешнюю экспертизу и анализ проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 г. (далее – Стратегия).
В рамках сопровождения разработки Стратегии проектной группой, Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия с участием экспертов LC-AV организованы 3 стратегических сессии, в рамках которых была проведена оценка и обсуждение ключевых выводов стратегической диагностики (возможности / тренды, проблемы, конкурентные преимущества и имеющийся потенциал развития в разрезе 7 направлений межрегиональной конкуренции и базовых экономических комплексов); проведен анализ и уточнение стратегических гипотез в части приоритетов и стратегических целей социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 г., предоставлены рекомендации по параметрам стратегической доктрины (структура и формулировки целей и задач), по формированию системы индикаторов реализации Стратегии, по составу и наименованию экономических зон, по вопросу создания на региональном уровне рабочей группы, в состав которой войдут члены Правительства Республики Калмыкия и представители разработчика проекта Стратегии-2030, по методическим подходам выбора флагманских проектов и определения приоритетных проектов в каждой отрасли с их взаимоувязкой в рамках флагманских проектов, о проработке вопроса закрепления флагманских (комплексных) проектов за экономическими зонами с использованием принципа зонирования, предложенного представителями Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова.
Главная стратегическая цель Стратегии – гармоничный регион с духовно, социально и материально обеспеченным растущим населением, динамично и устойчиво развивающейся экономикой на основе умной индустриализации традиционных сфер деятельности и сбалансированным пространством.
Направления стратегического развития региона: социальное, экономическое и пространственное, обеспечивающие социальное благополучие населения (человека), повышение конкурентоспособности региона во внешней среде и реализацию смежных направлений развития.
Система муниципальных флагманских проектов направлена на достижение ГСЦ:
• Комплексный проект «Страна Бумба — территория заботы и комфорта».
• Создание и развитие агропромышленного кластера Республики Калмыкия.
• Туристический кластер Республики Калмыкия «Путешествие в страну Бумба».
• Создание и развитие научно-образовательного кластера.
• Кластер медицинских услуг «Здоровье населения Республики Калмыкия».
• Флагманский проект «Зеленая энергетика Калмыкии».
• Флагманский проект «Умный город Элиста».
• Флагманский проект «Транспортно-логистическая сеть».
• Экологическая реабилитация территории Юга России, подвергшихся опустыниванию.
Приоритетами экономического развития республики, учитывая конкурентные преимущества, потенциал развития и стратегическую значимость, в предстоящие годы станут 3 вектора: развитие основных бюджетообразующих отраслей, обеспечивающих максимальный вклад в экономику региона; формирование новой экономики (умная экономика), основанной на достижениях современной науки, развитии инноваций и индустриализации традиционных сфер экономики; рациональное размещение отраслей сельского хозяйства (в том числе кооперация и межмуниципальная интеграция), обеспечивающее основную занятость в сельских территориях.
Комплексная реализация стратегических целей позволит к 2030 г. повысить уровень жизни в регионе и позиционировать регион как крупнейший центр агропромышленного производства с развитой транспортно-логистической сетью и топливно-энергетическим комплексом. Активное развитие кластеров и отраслевых сегментов позволит существенно повысить устойчивость экономики Республики Калмыкия.
Стратегия «Усть-Лабинский район-2030»
Командой Консорциума Леонтьевский центр – AV Group в 2021 г. была начата разработка Стратегии социально-экономического развития Усть-лабинского района до 2030 года.
В процессе разработки Стратегии состоялись три стратегические сессии. Участниками мероприятий выступили представители муниципальных органов власти, бизнеса, организаций социального обслуживания района, а также представители экспертного сообщества в вопросах территориального развития и стратегического планирования. В рамках стратегических сессий участники совместно с экспертами LC-AV рассмотрели основные этапы разработки и ключевые факторы успешности Стратегии, проработали муниципальные флагманские проекты, которые способны оказать значительное влияние на развитие муниципального образования.
Ключевой приоритет Стратегии – высокое качество жизни при сохранении самобытности и традиционных ценностей жителей Усть-Лабинского района путем создания условий для укрепления здоровья и благополучия, развития и самореализации, формирования комфортной и безопасной среды, достойного высокопроизводительного труда и успешного предпринимательства.
Система муниципальных флагманских проектов (МФП) направлена на достижение главной стратегической цели Стратегии – муниципальное образование с комфортными условиями для жизни, работы и отдыха, высоким уровнем благосостояния населения, территория знаний и сбалансированной экономики, специализирующейся на развитии умного и экологичного агропромышленного комплекса и современного туристско-креативного кластера.
Одним из приоритетов Стратегии является преодоление последствий кризиса 2022 г., создание на территории инфраструктуры, обеспечивающей значительный вклад Краснодарского края в продовольственную безопасность Российской Федерации.
Тесное взаимодействие с районами Краснодарского края и Республики Адыгея позволит выстроить производственные цепочки, обеспечивающие производство качественной экологичной сельскохозяйственной продукции, востребованной на внутреннем рынке.
В Усть-Лабинском районе будет создана деловая и творческая среда, стимулирующая развитие отдельных направлений умной и устойчивой экономики, что позволит району включиться как в общероссийское, так и в международное разделение труда и значительно повысить свою долгосрочную конкурентоспособность.
Реализация Стратегии позволит за период 2022-2030 гг. привлечь в экономику Усть-Лабинского района порядка 33 млрд руб. инвестиций в основной капитал. При этом доходы консолидированного бюджета района к 2030 г. значительно вырастут.
В Стратегии 9 муниципальных флагманских проектов:
• МФП «Межрайонный центр хирургии, травматологии и реабилитации».
• МФП «Физкультурно-спортивный комплекс в г. Усть-Лабинске».
• МФП «Развитие Первого университетского лицея им. Н.И. Лобачевского».
• МФП «Усть-Лабинский район – территория знаний («SkillsCity»)».
• МФП «Усть-Лабинский молодежный центр «Максимум».
• МФП «Усть-Лабинский туристско-креативный кластер».
• МФП «Строительство водозабора производительностью не менее 8 000 куб. м/сут. в г. Усть-Лабинске».
• МФП «Индустриальный (промышленный) парк «Кубань».
• МФП «Реализация агропромышленных проектов с применением умных технологий».