Консорциум Леонтьевский центр – AV Group
Стратегии, инвестиции, конкурентоспособность

LC-AV: Консорциум Леонтьевский центр – AV GroupСтратегии, инвестиции, конкурентоспособность

Меню

Реализованные проекты и методика

 

Татарстан-2030 / tatarstan2030.ru

Кубань-2030 / kuban.lc-av.ru

Санкт-Петербург-2030 / spbstrategy2030.ru

Алания-2030 / alania.lc-av.ru

Адыгея-2030 / InvestinAdygea.ru

РЦСП. Ресурсный центр по стратегическому
планированию /
Stratplan.ru

Форум стратегов / Forumstrategov.ru

 

 

Уникальным конкурентным преимуществом Консорциума Леонтьевский центр — AV Group является открытая методика разработки стратегических документов. Методика развивается более 20 лет, начиная с работы Леонтьевского центра над первым в России Стратегическим планом Санкт-Петербурга (1996-1997 гг.), и уже опробована в десятках проектов по разработке региональных и муниципальных стратегий, постоянно дополняется и обновляется.

«Живая» система управления будущим AV Galaxy – Единая методика разработки Стратегии

Разработка Стратегии развития Краснодарского края на долгосрочную перспективу (далее – Стратегия) осуществляется в рамках единой методики оценки и повышения конкурентоспособности региона – «Живой» системы управления будущим AV Galaxy, разработанной Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group, на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и др. и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

«Живая» система управления будущим AV Galaxy – интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его отраслей специализации. Система отражает базовую идею – участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:

  • Диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон.
  • Доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель – стратегические цели (для направлений конкуренции, экономических комплексов и экономических зон) – цели – задачи).
  • План мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий и ключевых проектов развития, в т.ч. флагманских проектов.

Рисунок 1

Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделением, в увязке с экономическими комплексами, кластеров и флагманских проектов) в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций.

Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов – конкуренции регионов и предприятий (см. табл. 1) так и – повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по всем направлениям конкуренции единовременно.

Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий.

Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:

  • Регион в целом.
  • Экономические зоны.
  • Базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли.
  • Межотраслевые кластеры.
  • Меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.

Таблица 1 – Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий

Название
направления конкуренции
(регион / бизнес)
Региональный уровень Уровень бизнеса
G1. Рынки (конкуренция за потребителя и рынок) Конкурентоспособность приоритетных региональных экономических комплексов / отраслей (с выделением конкурентоспособных продуктов) специализации на их рынках сбыта. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки. Объем продаж (экспорта / вывода). Доля рынка.
G3. Институты (конкуренция за предпринимателя, конкуренция за административный ресурс власти) Качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления и развития. Высокий уровень развития предпринимательства (крупного, среднего и малого). Понятный доступ к административным ресурсам. Эффективное управление (финансовый результат, стоимость бизнеса). Качество и доступность институтов.
G3. Человеческий капитал (конкуренция за человека – трудовой ресурс и личность) Лучшие условия для привлечения, удержания и развития носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг. Производительность труда. Уровень доходов и заработной платы. Качество и доступность социальных инструментов поддержки. Мотивированные, квалифицированные сотрудники.
G4. Инновации и информация (конкуренция за инновации/технологии и за доступ к информации) Лучшая экосистема инноваций. Уровень технологического развития экономики. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры. Разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов. Качество и доступность информации.
G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие (ресурсы относительно неизменяемый фактор развития, связанный с территорией, при этом конкуренция за качество моделей устойчивого развития) Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при соблюдении принципов устойчивого развития. Доступ к сырью, земельным ресурсам. Качество природной среды. Уровень устойчивости развития.
G6. Пространство и реальный капитал (конкуренция за качество пространства, размещение активов/производств; влияющие факторы – инфраструктура, сырье) Высокое качество физической инфраструктуры и пространства, удобные для жизнедеятельности и ведения бизнеса в регионе. Обеспеченность и эффективное использование основных фондов. Качество и доступность среды (пространства).
G7. Инвестиции и финансовый капитал (конкуренция за финансовые ресурсы, инвестиции) Качество и доступность финансовой системы региона. Условия для развития финансовых институтов. Лучшие инструменты привлечения инвестиций. Эффективное вложение федеральных и региональных инвестиций. Обеспеченность и эффективное использование финансовых ресурсов. Качество и доступность финансовой системы региона.

 

Ключевые вехи формирования единой методики

Основные принципы коммуникативного стратегического планирования, зафиксированные как «Технология КРЭП» (Координация-Разработка-Экспертиза-Продвижение), были опубликованы Леонтьевским центром в 2003 г. в книге «Как разработать стратегический план» и остаются неизменными.

Существенно дополнила технологию КРЭП методика количественной оценки конкурентоспособности регионов «Живая система управления будущим «AV Galaxy», разработанная в 2003 г. и оформившаяся к 2013 г. в целостный методический подход. В центре данного подхода — мощная интеграционная схема «AV Galaxy», позволяющая системно накапливать, обрабатывать, анализировать и подавать информацию в разрезе семи направлений/факторов межрегиональной конкуренции на всех этапах разработки стратегии, а затем и при управлении реализацией стратегии.

В качестве практического инструмента измерений текущих конкурентных позиций региона используется ежегодно рассчитываемый Индекс конкурентоспособности регионов — AV RCI. Первоначально это был закрытый внутренний инструмент, применяемый для диагностики конкурентоспособности регионов в отдельных проектах. В настоящее время это единственный в России индекс конкурентоспособности с полностью открытой методикой расчёта.

Консорциум использует проверенные схемы вовлечения стейкхолдеров через механизм проектных площадок и проектных сессий, технологии работы с общественностью через социальные сети, методы активизации молодежи с помощью конкурсов проектов.

Обязательной частью работы над стратегией является подготовка предложений по адаптации системы управления в соответствии со стратегическими целями на принципах проектного управления.  Оптимальный результат достигается тогда, когда уже в процессе разработки определяется структура, ответственная за реализацию, которая становится активным участником создания стратегии.

Важнейшим элементом методики является процедура интеграции с документами территориального планирования через включение в стратегию социально-экономического развития концепции пространственного развития. В концепцию входит набор картосхем, определяющих направления пространственного развития как для региона в целом, так и для выделяемых в его границах экономических зон, агломераций и отдельных муниципальных образований.

Об идеологии работы и наборе методических приемов можно судить на основании Словаря терминов, используемых в проектах Консорциума и презентации.

Консорциум содействует распространению лучшей практики стратегического планирования в России с помощью Ресурсного центра по стратегическому планированию и его публичного портала StratPlan.ru, созданного Леонтьевским центром в 2000 г., а также ежегодного Форума стратегов, проводимого с 2002 г.