Проекты и методика. Реализованные проекты — LC-AV: Консорциум Леонтьевский центр – AV Group
Консорциум Леонтьевский центр – AV Group
Стратегии, инвестиции, конкурентоспособность

LC-AV: Консорциум Леонтьевский центр – AV GroupСтратегии, инвестиции, конкурентоспособность

Меню

Реализованные проекты и методика

 

Татарстан-2030 / tatarstan2030.ru

Кубань-2030 / kuban.lc-av.ru

Санкт-Петербург-2030 / spbstrategy2030.ru

Алания-2030 / alania.lc-av.ru

Адыгея-2030 / InvestinAdygea.ru

РЦСП. Ресурсный центр по стратегическому
планированию /
Stratplan.ru

Форум стратегов / Forumstrategov.ru

Новороссийск-2030 / novorossiysk.lc-av.ru

 

Уникальным конкурентным преимуществом Консорциума Леонтьевский центр — AV Group является открытая методика разработки стратегических документов. Методика развивается более 20 лет, начиная с работы Леонтьевского центра над первым в России Стратегическим планом Санкт-Петербурга (1996-1997 гг.), и уже опробована в десятках проектов по разработке региональных и муниципальных стратегий, постоянно дополняется и обновляется.

«Живая» система управления будущим AV Galaxy – Единая методика разработки Стратегии

Разработка Стратегии развития Краснодарского края на долгосрочную перспективу (далее – Стратегия) осуществляется в рамках единой методики оценки и повышения конкурентоспособности региона – «Живой» системы управления будущим AV Galaxy, разработанной Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group, на основе развития подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и др. и многолетней практики стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

«Живая» система управления будущим AV Galaxy – интегральный методический подход, направленный на оценку и повышение конкурентоспособности региона и его отраслей специализации. Система отражает базовую идею – участие региона в борьбе за позиции в межрегиональной и глобальной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для привлечения и удержания капиталов. Система применяется на всех фазах разработки и реализации Стратегии:

  • Диагностика текущего состояния: оценка конкурентоспособности по направлениям конкуренции, в разрезе экономических комплексов и экономических зон.
  • Доктрина развития: определение ценностей, приоритетов и целеполагание (формирование дерева: главная стратегическая цель – стратегические цели (для направлений конкуренции, экономических комплексов и экономических зон) – цели – задачи).
  • План мероприятий по реализации Стратегии: формирование системы мероприятий и ключевых проектов развития, в т.ч. флагманских проектов.

Рисунок 1

Таким образом, система совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции рассматриваемого региона относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру базовых экономических комплексов (с выделением, в увязке с экономическими комплексами, кластеров и флагманских проектов) в разрезе экономических зон, учитывающих формирование городских агломераций.

Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает систему удобным инструментом описания взаимосвязанных процессов – конкуренции регионов и предприятий (см. табл. 1) так и – повышения конкурентоспособности за счет комплексных шагов по всем направлениям конкуренции единовременно.

Поскольку прямое измерение и сравнение регионов по направлениям межрегиональной конкуренции зачастую затруднено, используются соответствующие показатели деятельности экономических комплексов и субъектов бизнеса, исходя из гипотезы, что достижения бизнеса являются следствием созданных в регионе общих условий.

Внутренняя структура социально-экономического развития региона описывается моделью AV Galaxy и отражается набором показателей следующим образом:

  • Регион в целом.
  • Экономические зоны.
  • Базовые экономические комплексы, которые детализируются на подкомплексы и отрасли.
  • Межотраслевые кластеры.
  • Меры и проекты, обеспечивающие реализацию поставленных экономических и социальных целей.

Таблица 1 – Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий

Название
направления конкуренции
(регион / бизнес)
Региональный уровень Уровень бизнеса
G1. Рынки (конкуренция за потребителя и рынок) Конкурентоспособность приоритетных региональных экономических комплексов / отраслей (с выделением конкурентоспособных продуктов) специализации на их рынках сбыта. Лучшие условия для продвижения продукции местных предприятий на внешние рынки. Объем продаж (экспорта / вывода). Доля рынка.
G3. Институты (конкуренция за предпринимателя, конкуренция за административный ресурс власти) Качество частных, государственных и государственно-частных институтов и механизмов управления и развития. Высокий уровень развития предпринимательства (крупного, среднего и малого). Понятный доступ к административным ресурсам. Эффективное управление (финансовый результат, стоимость бизнеса). Качество и доступность институтов.
G3. Человеческий капитал (конкуренция за человека – трудовой ресурс и личность) Лучшие условия для привлечения, удержания и развития носителей человеческого капитала. Высокое качество социальных услуг. Производительность труда. Уровень доходов и заработной платы. Качество и доступность социальных инструментов поддержки. Мотивированные, квалифицированные сотрудники.
G4. Инновации и информация (конкуренция за инновации/технологии и за доступ к информации) Лучшая экосистема инноваций. Уровень технологического развития экономики. Высокое качество телекоммуникационной инфраструктуры. Разработка и приобретение передовых технологий и новых продуктов. Качество и доступность информации.
G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие (ресурсы относительно неизменяемый фактор развития, связанный с территорией, при этом конкуренция за качество моделей устойчивого развития) Обеспечение лучших условий доступа к природным ресурсам при соблюдении принципов устойчивого развития. Доступ к сырью, земельным ресурсам. Качество природной среды. Уровень устойчивости развития.
G6. Пространство и реальный капитал (конкуренция за качество пространства, размещение активов/производств; влияющие факторы – инфраструктура, сырье) Высокое качество физической инфраструктуры и пространства, удобные для жизнедеятельности и ведения бизнеса в регионе. Обеспеченность и эффективное использование основных фондов. Качество и доступность среды (пространства).
G7. Инвестиции и финансовый капитал (конкуренция за финансовые ресурсы, инвестиции) Качество и доступность финансовой системы региона. Условия для развития финансовых институтов. Лучшие инструменты привлечения инвестиций. Эффективное вложение федеральных и региональных инвестиций. Обеспеченность и эффективное использование финансовых ресурсов. Качество и доступность финансовой системы региона.

 

Ключевые вехи формирования единой методики

Основные принципы коммуникативного стратегического планирования, зафиксированные как «Технология КРЭП» (Координация-Разработка-Экспертиза-Продвижение), были опубликованы Леонтьевским центром в 2003 г. в книге «Как разработать стратегический план» и остаются неизменными.

Существенно дополнила технологию КРЭП методика количественной оценки конкурентоспособности регионов «Живая система управления будущим «AV Galaxy», разработанная в 2003 г. и оформившаяся к 2013 г. в целостный методический подход. В центре данного подхода — мощная интеграционная схема «AV Galaxy», позволяющая системно накапливать, обрабатывать, анализировать и подавать информацию в разрезе семи направлений/факторов межрегиональной конкуренции на всех этапах разработки стратегии, а затем и при управлении реализацией стратегии.

В качестве практического инструмента измерений текущих конкурентных позиций региона используется ежегодно рассчитываемый Индекс конкурентоспособности регионов — AV RCI. Первоначально это был закрытый внутренний инструмент, применяемый для диагностики конкурентоспособности регионов в отдельных проектах. В настоящее время это единственный в России индекс конкурентоспособности с полностью открытой методикой расчёта.

Консорциум использует проверенные схемы вовлечения стейкхолдеров через механизм проектных площадок и проектных сессий, технологии работы с общественностью через социальные сети, методы активизации молодежи с помощью конкурсов проектов.

Обязательной частью работы над стратегией является подготовка предложений по адаптации системы управления в соответствии со стратегическими целями на принципах проектного управления.  Оптимальный результат достигается тогда, когда уже в процессе разработки определяется структура, ответственная за реализацию, которая становится активным участником создания стратегии.

Важнейшим элементом методики является процедура интеграции с документами территориального планирования через включение в стратегию социально-экономического развития концепции пространственного развития. В концепцию входит набор картосхем, определяющих направления пространственного развития как для региона в целом, так и для выделяемых в его границах экономических зон, агломераций и отдельных муниципальных образований.

Об идеологии работы и наборе методических приемов можно судить на основании Словаря терминов, используемых в проектах Консорциума и презентации.

Консорциум содействует распространению лучшей практики стратегического планирования в России с помощью Ресурсного центра по стратегическому планированию и его публичного портала StratPlan.ru, созданного Леонтьевским центром в 2000 г., а также ежегодного Форума стратегов, проводимого с 2002 г.

 

«Кейсы» LC-AV

Стратегия «Татарстан-2030»

В 2015 г. в соответствии с 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. («Стратегия «Татарстан-2030»), разработанная в 2013-2014 гг. Консорциумом под руководством Леонтьевского центра при существенном участии AV Group (экономический блок).

В основу Стратегии «Татарстан-2030» заложен принцип создания «живой» системы управления будущим – системы многоуровневого управления регионом через набор стратегий, программ и проектов. В рамках целостной системы разработаны: Стратегия, план мероприятий по реализации Стратегии, концепции развития экономических зон и ключевых экономических комплексов/отраслей, новая модель взаимодействия институтов развития, способных сопровождать стратегический и инвестиционный процесс.

Реализация Стратегии «Татарстан-2030» предполагает осуществление новой экономической политики – кластерной активации, направленной на повышение конкурентоспособности региона и экономический рост посредством поддержки кластеров и процессов кластерообразования, модернизации современной экономики и создания умной экономики на основе механизмов кооперации и государственно-частного партнерства. Ключевая роль в кластерной активации отводится бизнесу, его способности сформулировать и реализовать собственные амбициозные стратегии развития, построенные на основе проработанной диагностики и выстроенного портфеля приоритетных проектов развития, эффективных систем стратегического и операционного управления; привлечения инвестиций; развития и удержания человеческого капитала.

 

Стратегия «Кубань-2030»

Стратегия развития Краснодарского края на долгосрочную перспективу (далее – Стратегия) разработана Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group в 2016-2017 гг. В команду были привлечены EY, Эксперт Юг, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Проектный офис, Институт реформирования общественных финансов, Финансовый Университет, Высшая школа экономики, Кубанский Государственный Университет. В процессе разработки было организовано эффективное взаимодействие с органами власти краевого и муниципального уровней, в продуктивную работу над стратегией были вовлечены все заинтересованные и влиятельные участники развития края. Организованы и успешно проведены четыре региональных стратегических сессии, а также стратегические сессии в семи территориальных экономических зонах.

Стратегия предлагает новые и эффективные походы к кластерной активации, пространственному развитию, созданию умной промышленности и кластера креативных индустрий, формированию городских агломераций. В составе Стратегии проработана система флагманских проектов, включая такие как «Южный экспортно-импортный хаб», «Умная Кубань – лидеры будущего», «Пространство без границ». Определены приоритетные программы по всем ключевым направлениям развития (например, «Обучение через всю жизнь», «Здоровье и долголетие», «Госуправление третьего поколения», «Трансформация городов-лидеров Краснодарского края», «Кавказский горный ареал» и другие). Проект Стратегии был обсужден на Экспертном совет Форума стратегов 2017 и получил высокую оценку.

 

Стратегия «Алания-2030»

Стратегия развития социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года разработана Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group в 2017 г. В процессе разработки было организовано взаимодействие с республиканскими и муниципальными органами власти, проведены две стратегических сессии. По инициативе главы республики Вячеслава Битарова создана автономная некоммерческая организация «Агентство развития РСО-Алания» — проектный офис для реализации приоритетных направлений стратегии.

Высшей ценностью Стратегии является Человек. Республика Северная Осетия-Алания сконцентрирует свои ключевые ресурсы на вопросах создания благоприятных условий для развития и совершенствования, привлечения и удержания человеческого капитала. Будут системно создаваться условия для сохранения культурного наследия осетинского народа и развития осетинской национальной культуры, развития талантов и компетенций жителей и гостей республики, а также жителей Кавказа в целом.

Главная стратегическая цель Стратегии: Алания – сердце Кавказа (многонациональный центр государственности и международного сотрудничества в сердце многомиллионного Кавказа; культурно-творческий, образовательный и спортивный центр Кавказа с высоким качеством жизни и лучшими условиями для развития молодежи; конкурентоспособный центр развития умных экономических комплексов: агропрома, промышленности, возобновляемой энергетики и туризма, бережно использующий уникальную природу).

РСО-Алания будет принимать активное участие в кластерной активации в рамках Южного полюса роста России по следующим направлениям: развитие Южного агропромышленного кластера, развитие туристско-рекреационного кластера Юга России, развитие Южного торгово-транспортно-логистического кластера, развитие кластера умной промышленности Юга России, развитие кластера социальных и креативных индустрий Юга России. Модель стратегического развития РСО-Алания предусматривает: флагманский проект «Новая Алания» (проект Агентства развития РСО-Алания по комплексному развитию республики на основе Стратегии «Алания-2030. Алания – сердце Кавказа»), включающий: восемь приоритетных программ кластерной активации, приоритетную программу пространственной трансформации, шесть приоритетных программ институциональной трансформации.

 

Стратегия «Адыгея-2030»

Основные положения социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 г. (далее – Стратегия) разработаны Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group в 2016-2017 гг.

Приоритеты и цели развития Республики Адыгея согласованы с приоритетами и целями развития Российской Федерации.

Высшей ценностью Стратегии развития Республики Адыгея является человек и система развития человеческого капитала. В рамках стратегического периода ключевое внимание будет уделяться повышению уровня жизни населения Республики Адыгея и созданию условий для качественного созидательного труда на благо развития республики и Юга России в целом.

Одним из основных приоритетов Стратегии является обеспечение опережающего социально-экономического развития, предполагающего экономический рост на уровне 5% (среднегодовой накопленный прирост ВРП за период с 2016 г. по 2030 гг.), увеличение ВРП по ППС до 6,4 млрд USD в 2024 г. и до 8,6 млрд USD – в 2030 г.; рост ВРП на душу населения к 2030 г. в 1,8 раза при значительном снижении уровня бедности населения региона (снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 13,6% в 2016 г. до 6,6% в 2024 г. и до 4,6% в 2030 г.).

Республика Адыгея – важный элемент Южного полюса роста. В Стратегии проработана задача повышения качества взаимодействия с соседними регионами и усиления международной интеграции.

Республика Адыгея делает ставку на сбалансированное территориально-пространственное развитие городов и сельских поселений.

Республика Адыгея будет принимать активное участие в кластерной активации в рамках Южного полюса роста по следующим направлениям: развитие Южного агропромышленного кластера, туристско-рекреационного кластера Юга России, Южного торгово-транспортно-логистического кластера, кластера «Умная промышленность Юга России», кластера социальных и креативных индустрий Юга России.

 

Стратегия «Новороссийск-2030»

Стратегия социально-экономического развития МО г. Новороссийск разрабатывается с мая 2018 г. Консорциумом Леонтьевский центр – AV Group.

Город Новороссийск является крупным транспортным узлом и важным торговым портом, имеет исторические заслуги перед Отечеством, награжден 07.05.1966 г. орденом Отечественной войны первой степени, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14.09.1973 г. удостоен звания «Город-герой», с вручением высших государственных наград ордена Ленина и медали Золотая Звезда.

Ключевым приоритетом Стратегии является создание благоприятных условий для привлечения, удержания и развития человеческого капитала, применения талантов и компетенций каждого на общее благо города Новороссийска и Краснодарского края.

В доктрине обозначены следующие цели развития г. Новороссийска: торгово-транспортно-логистический комплекс — лидер российского кластера «Южный экспортно-импортный хаб»; Новороссийск – город предпринимателей (на уровне крупного, среднего и малого бизнеса), и эффективного муниципального управления; умный город с развитой новой экономикой, ориентированной на реализацию потенциала молодых талантов и предпринимателей; город, эффективно использующий природные ресурсы на основе соблюдения принципов устойчивого развития для обеспечения высокого качества жизни населения; комфортное пространство жизнедеятельности населения и гостей региона с высоким качеством среды обитания и ведения бизнеса; город, входящий в топ-20 городов по уровню инвестиционной привлекательности: ключевые субъекты бизнеса инвестиционно привлекательны на национальном и мировом уровне, создана эффективная инвестиционная среда, бюджет муниципального образования сбалансирован.

Опережающее социально-экономическое развитие г. Новороссийска предполагает экономический рост от 4,6 до 6,2% годовых на основании расчетов базового и оптимистического сценариев, рост объёма промышленного производства к 2030 г. — не менее чем в 3,1 раза, значительный рост объёмов экспорта, при этом в структуре регионального экспорта к 2030 г. будет преобладать несырьевой неэнергетический экспорт, средние темпы прироста производительности труда — от 4,3% до 5,6% в год на протяжении периода 2019-2024 гг., при приросте производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей, таких как промышленность, строительство, транспорт, торговля, темпами не ниже 5% в год. Рост производительности труда позволит к 2030 г. увеличить средний размер заработной платы до уровня, превышающего 80 тыс. руб., за счет чего будет обеспечено значительное снижение уровня бедности. Увеличение среднегодовых объемов ввода жилья к 2030 г. в 1,3-1,5 раза по сравнению с 2016 г. позволит обеспечить растущее население и гостей города современным и качественным жильём, создаст прочную основу для реализации человеческого потенциала. Для реализации Стратегии МО г. Новороссийск необходимо привлечь 1-1,2 трлн руб. инвестиций в основной капитал.

Итогом реализации стратегии развития, привлечения и удержания человеческого капитала должно стать увеличение населения региона до 400-420 тыс. чел. при уровне ожидаемой продолжительности жизни не менее 80 лет.

Успехи в трансформации человеческого капитала, инновационной и институциональной среды МО г. Новороссийск позволят городу повысить свою конкурентоспособность и войти в число 30 (а при реализации оптимистического сценария — в число 20) ведущих городов России (согласно комплексной оценке уровня конкурентоспособности городов AV UCI по данным направлениям).

Развитие туристско-рекреационного комплекса в сочетании с качественной трансформацией городской среды и повышением качества жизни населения будет стимулировать увеличение количества туристов, посещающих г. Новороссийск.

МО г. Новороссийск стремится к лидерству в экономических, социальных и пространственных аспектах развития. Город готов быть в числе пилотных муниципальных образований Краснодарского края при реализации портфеля флагманских проектов Краснодарского края.