Форум стратегов 2024 в Санкт-Петербурге — LC-AV: Леонтьевский центр – AV Group
Консорциум Леонтьевский центр – AV Group
Стратегии, инвестиции, конкурентоспособность

LC-AV: Леонтьевский центр – AV GroupСтратегии, инвестиции, конкурентоспособность

Меню

Форум стратегов 2024 в Санкт-Петербурге

В г. Санкт-Петербурге 10 и 11.10.2024 г. прошел ежегодный XXII Форум стратегического планирования «Стратегии нового времени: суверенитет и партнерство». Повестка Форума включала обсуждение актуальных вопросов стратегического планирования: национальные и федеральных проекты, пространственно-территориальное развитие, технологический суверенитет, цифровые технологии, разработка мастер-планов, кадровое обеспечение, развитие транспортной системы России и туризма, межрегиональная кооперация и международное сотрудничество и другие. За два дня в городе состоялось почти 30 мероприятий, участие в которых приняли порядка 1 000 человек из 70 регионов России и дружественных стран: КНР, Республики Беларусь и Мали.

В Форуме приняли участие эксперты AV Group вице-президент Андрей Ефремов, директор по взаимоотношениям с клиентами Анна Ефремова, руководитель направления «Туризм» Юлия Рябкова, эксперт по пространственному развитию Римма Воронкова.

На экспертной дискуссии «Обновляем стратегии – курс на технологический суверенитет», модератором которой выступил Борис Жихаревич, директор Ресурсного центра по стратегическому планированию, с докладом «Технологическое развитие регионов России: вызовы и новые возможности» выступил Андрей Ефремов. Перед Россией стоит важный вызов – сохранение лидерства на международной арене в условиях санкционного давления. Россия росла с 2000 г. со средними темпами роста в 3,3%. На стратегической перспективе для достижения целей опережающего роста необходимо расти свыше 4% в год. Фактором обеспечения высоких темпа роста должна стать реализация политики промышленно-технологического развития. Именно этот фактор был ключевым для достижения двузначных темпов роста ряда стран в определенные этапы своего развития. У нас с 2022 г. на различных этапах обсуждались варианты: было ожидания «обхода санкций или их снятия в достаточно близкой перспективе», обсуждалась цель технологического суверенитета. Но сегодня в национальных целях определена еще более широко и амбициозно как «технологическое лидерство».

«В 2023 г., несмотря на санкции, Россия резко ускорила производство в промышленно- технологическом секторе. Отгрузка выросла на 16%, занятые – более 3%, инвестиции на треть. Как равномерно обеспечить рост? Невозможно везде и сразу. Текущими возможностями роста обладают отдельные регионы – полюса роста. Высокая роль Большой Москвы. 50% отгрузки формируют 9 регионов, а 80% – это 27 регионов. Похожая ситуация в занятости. Здесь более равномерно, но опять же – по полюсам роста. Инвестиции за 7 лет более диверсифицированы по регионам, они отражают попытку более сбалансированного технологического развития территорий. Стратегическая задача технологического развития должна быть распределена между регионами. Нужно распределять направления и выстраивать длинные цепочки создания ценностей, распределяя их по субъектам. Мы должны увидеть более высокую вовлеченность регионов в технологическую повестку. Однако здесь важна активная обратная связь и включенность в проекты самих регионов», – считает Андрей Ефремов.

Портфель национальных проектов в значительной мере направлен на технологическое развитие. 9 из 19 нацпроектов прямо на это направлены. В других проектах технологические аспекты также являются важными составляющими.

Что делать регионам? Эксперт предложил следующие шаги приоритезации развития:

  • Нужно внимательно изучить и пересмотреть свои стратегические приоритеты и механизмы их достижения, в т.ч. с учётом современных вызовов.
  • Сопоставить ключевые вызовы с конкурентными преимуществами и ключевыми проблемами. С учетом этого, при необходимости, пересмотреть цели/задачи и сформировать портфель проектов их достижения.
  • Необходимо быть «проактивным» – не просто реагировать на предложения ФОИВов, а генерировать свою повестку, которую предлагать в нацпроекты.

«Опыт формирования и сопровождения институтов развития территорий: их роль в разработке и реализации стратегий долгосрочного устойчивого развития» представила Анна Ефремова, директор по взаимоотношениям с клиентами AV Group на мастер-сессии «Инновационные практики по развитию территорий с корпорациями развития регионов России». По мнению эксперта, в настоящее время особую значимость приобретает не только разработка и актуализация стратегических документов, таких как региональные, муниципальные, отраслевые стратегии развития и мастер-планы, но, в первую очередь, их реализация. В России действительно научились разрабатывать стратегические документы на высоком уровне, а вот реализовывать их только учатся.  Стратегии до сих пор воспринимаются в регионах и особенно в муниципалитетах как «стопка бумаг в стол».

Ключевыми факторами успешности стратегий являются команда развития, системность стратегирования и ответственность за результат. Стратегия – это документ №1 «Первого лица». Очень важно выстроить взаимодействие с территориальной командой, привлечь внешних и местных экспертов по приоритетным направлениям, сформировать консорциум под задачи территории. Для разработки стратегии необходимо провести глубокую диагностику текущего состояния, определить приоритеты и целеполагание, проработать детальный План мероприятий по реализации Стратегии. И главным условием успешности является именно ответственность за результат: «бумага не работает», необходимо сопровождение. Результатов достигают именно те регионы и муниципальные образования, где выстроен постоянно действующий институциональный механизм сопровождения и поддержки реализации Стратегии, имеются институты развития, целью которых как раз и является реализация стратегических документов.

Развитие территории во многом зависит от качества взаимодействия ключевых «стейкхолдеров будущего», их способности к согласованным действиям, направленным на обеспечение перехода от текста стратегии к непрерывному «живому» стратегическому управлению, результативное проектное управление через разработку и реализацию региональных (флагманских) проектов долгосрочного устойчивого развития, трансформацию госуправления через повышение эффективности команды исполнительной власти, системы институтов развития и механизмов продуктивного взаимодействия с бизнесом и обществом. Ключевыми условиями для успешной деятельности Института развития являются прямой контакт с первым лицом, достаточное финансирование и кадры.

Анна Ефремова рассказала об опыте создания и развития Институтов развития в Республике Алтай и Республике Северная Осетия – Алания. «Одним из условий нашей команды в Республике Алтай было именно создание института развития на этапе разработки стратегии, а не после, как это часто бывает. По инициативе главы региона было создано АНО «Центр развития Республики Алтай», учредителем которого выступило Правительство Республики Алтай. Деятельность Центра развития направлена на качественный диалог между бизнесом и властью, взаимодействие с инвесторами с акцентом на создание рабочих мест, подготовка квалифицированных кадров в сфере проектного управления, разработка и реализация флагманских и приоритетных проектов. Одним из них является проект создания инновационного научно-технологического центра «Ноосфера» на территории Республики Алтай».

Следующий кейс – это уже пример региона, который с 2017 г. занимается реализацией своей стратегии социально-экономического развития. По инициативе Главы Республики Северная Осетия – Алания было создано Агентство развития РСО – Алания, целями которого являются реализация Стратегии и привлечение инвестиций. Агентство развития РСО – Алания обеспечило постоянное взаимодействие с инвесторами, оперативное реагирование на вопросы, возникающие в ходе реализации и оказание всей необходимой поддержки. В настоящее время Агентство развития РСО – Алания сопровождает 18 инвестиционных проектов. В регион привлечены крупные российские компании. Показателями Агентства развития на 2024 г. являются: 842 рабочих места, проекты на сумму более 16 млрд руб.

Третий пример – это опыт Малайзии. В 2009 г. Премьер-министр Малайзии инициировал разработку и принятие двух программ – программы трансформации правительства (Government Transformation Programme – GTP) и программы трансформации экономики (Economic Transformation Programme – ETP). Для того, чтобы добиться заметных результатов в решении поставленных задач, была создана PEMANDU (Performance Management and Delivery Unit – группа управления эффективностью и реализации реформ в сфере государственных услуг). Методология PEMANDU «Big Fast Results» (BFR Methodology – 8 Steps of Transformation) состоит из 8 шагов. В результате достигнут рекордный совокупный показатель объема инвестиций – 540 млрд долл. США.

Решение проблем – это непрерывный пошаговый процесс, которые следует правилу «30-40-30»: 30% реализовано в первоначальном виде, 40% реализовано с учетом правок, 30% возникло и реализовано новых направлений.

Благодарим организатора Форума Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга за участие в Форуме!

@IdeasAV #ВыбирайСвоё #СоветСтратегов #AVGroup

Поделиться: