Как обеспечить реализацию национальных целей в разрезе регионов — LC-AV: Леонтьевский центр – AV Group
Консорциум Леонтьевский центр – AV Group
Стратегии, инвестиции, конкурентоспособность

LC-AV: Леонтьевский центр – AV GroupСтратегии, инвестиции, конкурентоспособность

Меню

Как обеспечить реализацию национальных целей в разрезе регионов

На площадке Петербургского международного экономического форума (#ПМЭФ2024) сегодня прошла стратегическая сессия Совета Стратегов на тему: «Как обеспечить реализацию национальных целей в разрезе регионов: диалог федерации и регионов».

Модераторами сессии выступили Алексей Крыловский, президент Совета Стратегов, руководитель мозгового центра федерального проекта ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «ВЫБИРАЙ СВОЁ», президент AV Group, и Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов (ИРОФ) и Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС.

Участники сессии обсудили ряд вопросов, которые стоят сегодня на повестке в каждом субъекте Российской Федерации: как регионы будут отвечать за реализацию новых национальных целей и как именно они будут декомпозированы на регионы, каковы будут критерии распределения и софинансирования федерального бюджета, как обеспечить возможность регионам (всем, а не только наиболее развитым) эффективно участвовать в реализации национальных целей, какой будет цикл бюджетного планирования и ряд других.

В диалоге приняли участие Сергей Морозов, член Высшего совета Партии, координатор федерального партийного проекта «Выбирай своё», заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению. Дмитрий Зайцев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Иван Куцевляк, заместитель губернатора Челябинской области (в рамках первого такта), Оксана Леонгард, и.о. заместителя Главы Тамбовской области, Максим Папушенко, министр экономического развития Ростовской области, Олег Пелевин, первый заместитель министра экономики Республики Татарстан, Артем Шадрин, директор Института социально-экономического проектирования, ведущий эксперт Центра исследований цифровой экономики Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, директор Института реформирования общественных финансов, Игорь Филоненко, член экспертного совета по формированию комфортной городской среды Минстроя России, Владимир Гамза, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике, Павел Селезнев, декан факультета международных экономических отношений ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Михаил Прядильников, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Леонид Калимуллин, руководитель Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области, Михаил Грудинин, член совета директоров «Беломорский порт», Владислав Гершкович, управляющий «Русатомкапитал», Игорь Филоненко, член Экспертного совета Минстроя России по формированию комфортной городской среды, эксперт в области выставочно-конгрессной деятельности.

 

Ключевые тезисы экспертной дискуссии:

  • В рамках экспертной стратегической сессии удалось запустить очень глубокую и содержательную дискуссию, участники которой не просто детально разобрали текущие вопросы, связанные с прошлым циклом стратегического планирования, определением национальных целей, единого плана по их достижению, практической работы, а также попробовали взглянуть вперед, обсудили набор возможностей, направленных на минимизацию проблем прошлого цикла. А самое главное – пришли к выводу, что нужно черпать уже накопленный опыт (на федеральном и региональном уровне). Регионы в тех или иных механизмах сегодня разбираются лучше, лучше понимают, как настроить систему.
  • Один из важных вопросов, который был поднят, – это то, что сама по себе система стратегирования через национальные цели, прежде всего, должна заглядывать в будущее, очерчивать стратегическую перспективу, а не заставлять регионы реагировать на какие-то текущие условия достижения той или иной цели, особенно в ситуации, когда что-то корректируется, а иногда и корректируется в течение года. В результате это приводит к тому, что регион вынужден быстро подстраиваться к такой ситуации, искать ресурсы на софинансирование.
  • Участники сессии указывают на недостаточную систематичность в текущем стратегическом планировании. Прогнозные сценарии не в полной мере учитывают высокую динамику социально-экономических процессов и вероятность воздействия внутренних и внешних факторов. Рекомендуется провести комплексный пересмотр методологии и инструментария прогнозирования с целью повышения точности прогнозных расчетов.
  • Наблюдается дублирования и отсутствие согласованности между отдельными положениями стратегических документов, разработанных на федеральном и региональном уровнях, что снижает эффективность их практической реализации. Необходима более тщательная работа по анализу, согласованию национальных проектов со стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и иными документами.
  • Выявлено отсутствие необходимой взаимосвязи между документами стратегического планирования различного уровня, в частности, национальными проектами и существующими документами стратегического планирования, а также стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Существует проблема декомпозиции и каскадирования показателей с федерального на региональный уровень.
  • Сроки разработки и согласования документов стратегического планирования являются недостаточными. «Документальные» контрольные сроки становятся важнее продуманных и проработанных эффективных инструментов – на практике на согласование направляются «практически готовые материалы». Фактически для выработки работающих мер и инструментов не привлекаются эксперты от регионов и бизнеса, что делает процесс согласования формальностью. Это не позволяет обеспечить должное качество проработки содержания указанных документов и приводит к формализации процесса планирования.
  • Проблемы с установлением показателей для различных регионов могут привести к значительной дифференциации регионов и отрыву друг от друга. В рамках разработки документов стратегического планирования необходимо предусматривать гибкие механизмы, позволяющие находить баланс между достижением единых целей с учетом региональной специфики.
  • В настоящее время в регионах Российской Федерации наблюдается больше качественных документов стратегического планирования, чем на федеральном уровне, и они зачастую не соотносятся друг с другом. В целях повышения эффективности стратегического планирования представляется целесообразным более активно учитывать региональные особенности и контексты при разработке национальных проектов и федеральных документов стратегического планирования.
  • В целом наблюдается дефицит ресурсов и инструментов (регуляторных, финансовых) для достижения утвержденных национальных целей (прежде всего в нацпроектах, направленных на развитие экономики).
Поделиться: