Технология прорыва — LC-AV: Леонтьевский центр – AV Group
Консорциум Леонтьевский центр – AV Group
Стратегии, инвестиции, конкурентоспособность

LC-AV: Леонтьевский центр – AV GroupСтратегии, инвестиции, конкурентоспособность

Меню

Технология прорыва

В устойчивом развитии Краснодарского края и Адыгеи особая роль отведена двум зонам с компактным скоплением населенных пунктов.

На Кубани выделено две агломерации — Краснодарская и Сочинская. Они будут сформированы вокруг одноименных городов и станут центрами притяжения для жителей ближайших муниципалитетов. Такое объединение не будет безболезненным, однако оно принесет значительные дивиденды всем его участникам.

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2030 года определила роль Краснодарской и Сочинской агломераций. Первая станет деловым, финансовым, научным и коммуникационным центром региона, вторая — здравницей с эффективной экономикой.

Всего в крае выделили семь экономических зон. Большинство территорий будут объединяться на правах равных партнеров. Первое подобное слияние уже произошло — крупные морские порты и популярные курорты Кубани образовали Черноморскую экономическую зону.

Сочи, несмотря на свой курортный статус, стоит обособленно. Его роль, как и Краснодара, слишком высока: здесь проводят деловые, политические, спортивные и другие мероприятия не только всероссийского, но и международного масштаба.

ВЫГОДУ ПОЧУВСТВУЕТ КАЖДЫЙ

Однако высокий статус города не говорит о том, что он может со временем стать агломерацией. Главная причина объединения территорий — в большой их завязке друг на друге. Например, Краснодар является образовательным, социальным, культурным центром для районов, находящихся от него на расстоянии до 50 километров. Жители ряда муниципалитетов ежедневно приезжают в кубанскую столицу для учебы, работы, общения. Это подтверждает: краевой центр уже является агломерацией, пусть и неформально.

Задача Стратегии-2030 — оформить это объединение официально. Выгоду почувствует каждый входящий в агломерацию муниципалитет. Территории смогут совместно решать транспортные задачи, заниматься дорожными, социальными, энергетическими и другими вопросами.

Одна из таких проблем, которую невозможно решить на уровне одного административного центра, — новый мост через реку Кубань, который должен связать Краснодар и Тахтамукайский район Адыгеи. Реализация этого проекта потребует значительных финансовых средств — около 7 миллиардов рублей. Такую сумму Краснодару в одиночку не потянуть.

— Вместе у нас больше шансов быть услышанными на федеральном уровне, а значит, больше возможностей для улучшения жизни населения Кубани и Адыгеи, — подчеркнул губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев во время встречи с главой Республики Адыгея Муратом Кумпиловым. — Первым делом нам необходим дублер Яблоновского моста. Проект уже прошел экспертизу и включен в стратегию пространственного развития России.

За необходимость строительства новой транспортной артерии через реку выступил и Мурат Кумпилов, и депутаты Госдумы РФ от Краснодарского края.

ПОД ОДНИМ НАЧАЛОМ

Несколько в стороне от таких настроений пока остается только мэр краевого центра Евгений Первышов, подчеркивающий, что в Краснодаре еще много других нерешенных дорожных проблем. Но его позиция ясна: задача мэра — решение городских проблем, а не повышение комфорта жителей ближайших районов.

Такими межмуниципальными задачами должна заняться агломерация. Согласно Стратегии-2030, вокруг кубанской столицы объединятся три города — Краснодар, включая его самые отдаленные поселки, Горячий Ключ, Адыгейск и четыре района — Динской и Северский в Краснодарском крае, Тахтамукайский и Теучежский в Республике Адыгея.

Сложность реализации и эффективной деятельности Краснодарской агломерации заключается как раз в том, что под эгидой краевого центра будут находиться муниципалитеты другого субъекта РФ. Однако в республике такому сотрудничеству только рады.

— Часть проектов мы будем осуществлять совместно с кубанскими коллегами в рамках Краснодарской экономической агломерации, — отметил Мурат Кумпилов. — Это позволит включить многие инициативы Адыгеи в федеральную повестку, что в конечном счете сформирует новые точки роста в наших субъектах и повысит качество жизни населения.

Несмотря на заинтересованность муниципалитетов в создании Краснодарской агломерации, остается открытым еще один вопрос: как будет функционировать это объединение территорий?

Экономисты предлагают создать новый орган. Директор департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации Краснодара Елена Васильченко считает, что нужно взглянуть на пример Ростовской агломерации, где вопросами межмуниципального взаимодействия занимается специальное агентство.

ДОГОВАРИВАТЬСЯ СЛОЖНО

Работы у такого управленческого органа будет много. Очевидно, что удобное территориальное расположение муниципалитетов само по себе не приводит к образованию агломерации.

Главная связующая нить — коммуникации и транспортная доступность. Если решить эти вопросы, жители даже наиболее отдаленных поселений Теучежского или Северского районов могли бы иметь постоянный доступ к деловой, финансовой, культурной жизни Краснодара. Но, как показывает случай с откладывающимся из года в год строительством нового моста через реку Кубань, соседям пока сложно договариваться.

Большим подспорьем при создании Краснодарской агломерации могла бы стать «Наземка» — в соответствии с проектом, скоростные электрички свяжут кубанскую столицу с ближайшими муниципалитетами. Но в виду того, что проходящая через краевой центр железнодорожная инфраструктура принадлежит РЖД, проект все еще не обрел конкретику.

— Процесс достаточно сложный, — подтвердил наличие проблем Евгений Первышов. — РЖД сконцентрировались на завершении работ по Западному обходу Краснодара, который существенно снизит нагрузку на железнодорожную сеть.

И все же градоначальник не теряет надежды и считает, что окончательное решение по проекту «Наземки» будет в итоге положительным.

РАБОТА НАД ИМИДЖЕМ

У еще одной кубанской агломерации — Сочинской — объединение будет достаточно быстрым и легким, так как городу нужно просто «подобрать» под себя находящиеся на территории муниципалитета населенные пункты. Преград для объединения курортных поселений здесь нет — даже административных. Все в пределах одного муниципального образования.

Благодаря Олимпиаде-2014 транспортная доступность курорта находится на высоком уровне: электричка связывает все основные поселки, располагающиеся вдоль Черного моря, и курортные территории в горах.

Однако задача Сочинской агломерации заключается не в формировании еще одного делового и финансового центра притяжения, а в создании имиджа здравницы и туристической Мекки. Между тем пока состояние малых населенных пунктов вдоль моря далеко от идеала. Более того, агломерации необходимо позаботиться об удобной трассе и о выносе железнодорожных линий за пределы городской черты.

ОБЪЕДИНЕНИЕ НЕОБХОДИМО

Урбанисты констатируют, что агломерации — сложные в управлении системы и при их формировании не избежать территориальной несправедливости: центр всегда будет получать больше налогов и преференций, а пригород — чистый воздух и спокойствие.

Тем не менее, объединять территории нужно. Как показывает опыт российских столиц, именно агломерации становятся крупными финансовыми и деловыми центрами, где развивается культурная жизнь, появляются новые формы сотрудничества бизнеса, общества, власти и самое главное — формируется положительный инвестиционный климат.

А значит, повышается и уровень жизни. Это в конечном итоге главная цель, которой посвящена Стратегия-2030. Над ее достижением сейчас работает край.

Источник: http://yugtimes.com/

Поделиться: