Алексей Крыловский: «У России должна быть собственная промышленно-технологическая политика» — LC-AV: Леонтьевский центр – AV Group
Консорциум Леонтьевский центр – AV Group
Стратегии, инвестиции, конкурентоспособность

LC-AV: Леонтьевский центр – AV GroupСтратегии, инвестиции, конкурентоспособность

Меню

Алексей Крыловский: «У России должна быть собственная промышленно-технологическая политика»

Управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр – АВ Групп (LC-AV.ru), кандидат экономических наук Алексей Крыловский в преддверии Форума стратегов-2022 дал интервью «Регионам России» по теме достижения технологического суверенитета и повышения собственной конкурентоспособности в условиях внешнего давления санкций. По его мнению, в текущих условиях верным решением будет сфокусировать отечественную промышленность на выпуск конкурентной продукции двойного назначения.

– Алексей Борисович, стоит ли опасаться технологического отставания из-за антироссийской санкционной политики стран коллективного Запада?

Это очень важный вопрос и тут, во-первых, нужно сказать, что технологическое отставание или технологическое лидерство зависит от стратегии и готовности конкурировать. В любом случае – есть санкции или нет санкций – наши конкуренты не спят, они двигаются семимильными шагами, и любое давление на нас – это попытка понизить нашу конкурентоспособность, а любое действие Российской Федерации как государства должно быть направлено на повышение собственной конкурентоспособности. И это вопрос не просто выживания в условиях санкций, это вопрос долгосрочного опережающего развития России как государства, являющегося одним из лидеров. Если у нас такие амбиции, если мы хотим быть одной из ключевых стран с точки зрения международного развития, у нас должна быть собственная промышленно-технологическая политика. Что такое собственная промышленно-технологическая политика? Мы должны понимать и концентрироваться на производстве высокотехнологичных продуктов, обладающих высокой конкурентоспособностью.

Сегодня нам не просто, санкционное давление беспрецедентное, на нас давят, нам создают крайне сложные условия, но мы обязаны производить целый ряд продуктов, целый ряд позиций не благодаря, а вопреки, потому что от этого зависит очень многое.

– Какие отрасли промышленности нужно восстановить, чтобы добиться технологического суверенитета России?

Я бы не говорил сегодня в терминах, какие отрасли промышленности нужно восстанавливать, чтобы добиться технологического суверенитета. Нам вообще нужно определиться с ключевыми отраслевыми направлениями, создающими в будущем высокотехнологичные продуктовые линейки, на которые нужно сделать ставку. И это, я еще раз подчеркиваю, не вопрос восстановления.

Мы делаем ставку и фактически, где-то даже с нуля, создаем определенные направления, которые нам необходимы. Гарантируем, что определенный период времени международная конкуренция им будет не опасна, а поддержка будет максимальна. Соответственно, мы определяемся, выстраиваем стратегию промышленно-технологической политики и действуем последовательно. Запускаем правильные механизмы реализации, определяем персональную ответственность полюсов роста за развитие тех или иных направлений, перефокусируем механизмы поддержки и направляем их на приоритетные направления, на приоритетные продуктовые линейки и в полюса роста, которые непосредственно отвечают за эти направления, и максимально вовлекаем частную инициативу.

Мы должны понимать, что самостоятельно государство не выстроит конкурентоспособную промышленно-технологическую политику. Нужно объединить ключевые умы, ключевых предпринимателей, частный сектор и сфокусировать государственную поддержку. Новая промышленно-технологическая политика должна быть общим делом промышленных и технологических предпринимателей и государства.

– Сейчас оборонно-промышленные предприятия получат заказы и будут иметь возможности для наращивания собственных мощностей производства. А что будет в условиях мобилизационной экономики с предприятиями, выпускающими гражданскую продукцию? Не пострадает ли внутренний рынок?

Сейчас в целом мы находимся в условиях мобилизационной экономики. В этих реалиях я бы не разделял предприятия оборонно-промышленного комплекса и другие предприятия, выпускающие гражданскую продукцию. В условиях мобилизационной экономики нам нужно сосредоточиться на производстве конкурентоспособной продукции, желательно двойного назначения.

Давайте вспомним, что когда-то были придуманы памперсы – нами и американцами. Но мы их засекретили, а американцы сделали их рыночным продуктом массового спроса, хотя памперсы создавались в рамках космических программ.

Если нам сейчас нужно производить, придумывать что-то быстрое, высокоточное, высокотехнологичное, нужно создавать максимальные условия, чтобы эти технологии сразу же использовались в двойном назначении, и мы сразу развивали бы машиностроение по всем направлениям (автомобилестроение, авиастроение, судостроение), станкостроение для этих целей, металлообработку, тяжелое машиностроение, промсервисы и так далее.

Безусловно очень важно полноформатное развитие химических производств, производств пластмассовых изделий. Линейка приоритетов довольно широкая, но нам нужно выбрать фокусные направления и сосредоточиться на них.

Отдельно хотелось бы отметить, что одним из приоритетов нашей промышленности должны быть продукты питания. За последнее время агропромышленный комплекс сделал значительный шаг вперед, но он должен быть ещё более системным и основательным. Мы должны полностью обеспечить производство всех компонентов, которые используются в производстве продуктов питания.

Отметим, что с 31 октября по 1 ноября в Санкт-Петербурге будет проходить XX Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (Форум стратегов 2022), заглавной темой которого станут стратегии эпохи турбулентности. Во второй день форума состоится круглый стол, посвященный новым рискам, проблемам и перспективам импортозамещения в России.

Источник: https://www.gosrf.ru/

Поделиться: