Устойчивый экспорт: как развивать экспортно-импортный хаб в Краснодарском крае (ЭкспертЮг) — LC-AV: Консорциум Леонтьевский центр – AV Group
Консорциум Леонтьевский центр – AV Group
Стратегии, инвестиции, конкурентоспособность

LC-AV: Консорциум Леонтьевский центр – AV GroupСтратегии, инвестиции, конкурентоспособность

Меню

Устойчивый экспорт: как развивать экспортно-импортный хаб в Краснодарском крае (ЭкспертЮг)

Импортно-экспортный хаб страдает от ограничений и кадрового дефицита, но идея хорошая и её надо развивать, считают эксперты. Нужна господдержка и активность бизнеса и инвестиции в человеческий капитал.

Южный экспортно-импортный хаб должен выстроить стратегию взаимодействия и комплексного развития с Транскавказским коридором и Каспийским хабом.

Участники тематического круглого стола в рамках традиционного бизнес-форума «Устойчивое развитие: взгляд бизнеса» организованного Аналитическим центром «Эксперт Юг» высказались о будущем и настоящем самого амбициозного проекта Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края.

 

Что такое экспортно-импортный хаб?

Система взаимосвязанных транспортных узлов, расположенных на территории Краснодарского края, в которых сходятся транспортные потоки. Южный экспортно-импортный хаб должен выстроить стратегию взаимодействия и комплексного развития с Транскавказским коридором и Каспийским хабом. В результате взаимодействия всех элементов регион получит глобальный конкурентоспособный механизм развития торгово-транспортно-логистической системы Юга России. Реализация данного проекта будет способствовать повышению связности курортных территорий внутри Краснодарского края, снятию напряженности на подъездах к Черному морю и увеличению пассажиропотока.

Планируется, что Южный экспортно-импортный хаб будет состоять из нескольких транспортно-логистических узлов: Краснодар, Новороссийск, Темрюкский и Туапсинский районы и ряда инвестиционных проектов, выстроенных в единую систему южного транспортно-логистического комплекса.

В администрации Краснодарского края считают, что привлечение инвестиций в проект обеспечит региону 10,2 тыс. рабочих мест и сделает Краснодарский край «основными воротами страны для экспорта-импорта». «Развитие экспорта-импорта» в региональной Стратегии-2030 — приоритетное направление. Одна из главных задач проекта – увеличить объемы несырьевого и неэнергетического экспорта. Это продукты питания, вторичная переработка. Все, что востребовано на мировых рынках», – говорит председатель экспертного совета министерства экономики Краснодарского края, управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр – AV Group Алексей Крыловский. «В последние два года Краснодарский край (+1,4 млрд долларов) и Ростовская область (+2,2 млрд долларов) входит в топ регионов экспортеров страны по этому показателю. Основные партнеры Китай, Белоруссия, Казахстан, Турция. Мы видим, что потенциал колоссальный».

По оценке экспертов консорциума Леонтьевский центр – AV Group, потенциальный объем инвестиций, необходимых для реализации проекта – 1, 2 трлн руб.

Из-за инфраструктурных ограничений нужны межрегиональные программы

Но для того, чтобы реализовать все имеющиеся экспортные возможности, необходимо снять инфраструктурные ограничения.

«Это отсутствие достаточной портовой инфраструктуры, политические барьеры, разные информационные системы учета товаров в странах-партнерах, санкции, — дополняет директор AV Group Наталья Иванова. — Иными словами если у нас сегодня появится какой-то большой системный партнер, которому нужно будет перевезти большой объем грузов, то наша инфраструктура просто треснет по швам. Мы должны с вами отдавать отчет, что необходимо, прежде всего, работать над уровнем сервиса. Система должна развиваться в межрегиональном контексте. Ведь грузы пересекают границы между субъектами РФ.

По словам спикера, вливать деньги нужно и в развитие других регионов. Во-первых, государство должно поддерживать производство ориентированных на экспорт компанию, а бизнес инвестировать. Иначе нечего будет продавать.

Наличие инфраструктурных ограничений отмечают и представители экспортеров.

«Продукция нашей компании экспортируется в 27 стран мира, но проблемы, которые перед нами стоят – это неподготовленная инфраструктура экспорта из Новороссийска, – утверждает «руководитель отдела экспорта ГК «Абрау-Дюрсо» Иван Семендяев. – Например, мы каждый раз доплачиваем за хранение продукции дополнительно из-за того, что порт до сих пор не имеет алкогольной лицензии».

 

Китайский город-хаб как ориентир для Новороссийска

Советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков России Ивао Охаси рассказал о многофункциональном парке комплексного индустриального развития и многофункциональной зоне свободной торговли в городе Сунчжоу (Китай). Количество резидентов в парке – более 8 тысяч. Это город, в котором проживает более миллиона человек. Это не просто индустриальный парк, а современный город, в котором развиваются туризм, инновации, образование, спорт, строительство комфортного жилья и транспортная инфраструктура (железная дорога, автомагистраль, аэропорт).

«Это соединение транспортного коридора, промышленности и городского пространства. У Краснодарского края очень высокий уровень конкурентоспособности и есть все возможности организовать такой хаб на своей территории. Уже сейчас кубанская продукция пользуется популярностью в Китае: подсолнечное масло, продукция мясопереработки, консервы, мороженое и краснодарский чай», ­– перечисляет Ивао Охаси.

Еще один перспективный рынок – это США. Его потенциал огромен, пришли к выводу участники рынка. «Объем рынка российских товаров очень перспективен, особенно если говорить о мигрантах из России и СНГ.

«Этнический рынок в США мы оцениваем в 5 млн человек, – говорит организатор экспорта и логистики компании IMT Research Inc Марк Рахлин. – Большинство бывших россиян готовы к таким продуктам. Следующий шаг – выход на массовый рынок. Это довольно сложный процесс, связанный с требованиями американских ритейлеров, например, к упаковке и объемам.

 

Креативная индустрия: готов ли Юг к ее экспорту

Основную долю добавленной стоимости различных товаров и услуг во все большем количестве секторов экономики обеспечивают результаты интеллектуальной, творческой деятельности. В России это направление уже генерирует 4,37% ВВП. «Эксперт Юг» писал об амбициях Юга в этой сфере. В стране реализовано несколько крупных проектов в этом направлении (Сколково, «Сириус», «Иннополис»).

В конце сентября в России утвердили концепцию развития креативных индустрий до 2030 года. Мы получили меры государственной поддержки и векторы развития. Краснодарский край и Ростовская область могут стать лидерами в стране по развитию сектора экономики. Кубань занимает первое место в ЮФО по экспорту туристических услуг, Ростов — по плате за интеллектуальную собственность.

У регионов России есть преимущество в сравнении, например, с европейскими странами: невысокая стоимость проживания в городах. Но для рывка в секторе реактивных индустрий необходимо преодолеть несколько барьеров, говорят эксперты.

«Это низкий уровень вовлеченности и предпринимательская активность, отсутствие бюджетной поддержки, сфокусированность основных участников на внутреннем рынке, высокая конкуренция за кадры», ­– отметила руководитель направления «Образование» Консорциума Леонтьевский центр – AV Group Анна Ефремова.

 

Исполнительный вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Павел Долгов выделил то, что уже есть в стране. Например, портал «Учи.ру» работает в восьми странах мира. Объем инвестиций в проект — 3,75 млрд рублей.

 

Источник:

https://expertsouth.ru/

Поделиться: