Сочи-2035 – курорт-экополис: глобальный центр интеллектуального и физического здоровья, предпринимательства, творчества и природоподобных технологий — LC-AV: Леонтьевский центр – AV Group
Консорциум Леонтьевский центр – AV Group
Стратегии, инвестиции, конкурентоспособность

LC-AV: Леонтьевский центр – AV GroupСтратегии, инвестиции, конкурентоспособность

Меню

Сочи-2035 – курорт-экополис: глобальный центр интеллектуального и физического здоровья, предпринимательства, творчества и природоподобных технологий

Стратегия «Сочи-2035»: результаты диагностики, флагманские и приоритетные проекты развития

В Сочи идет активная разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Сочи до 2035 г. (далее – Стратегия «Сочи-2035»). На площадке Городского собрания Сочи проведена двухдневная стратегическая сессия «Диагностика развития города Сочи. Сочи-2035: флагманские и приоритетные проекты развития». Организаторами сессии выступили разработчики Стратегии (Консорциум Леонтьевский центр – AV Group, сформировавший большую экспертную команду), совместно с Администрацией города Сочи. В сессии приняли участие порядка 200 человек – представители законодательной и исполнительной власти города-курорта, научных, образовательных, культурных и спортивных организаций, бизнес-сообщества и общественных объединений.

Глава города Алексей Копайгородский отметил: «В основе Стратегии «Сочи-2035» должен быть работающий механизм, подлежащий изменениям и актуализации с сопровождением агентства развития. Создание новых идей, предприятий, инвестиционных проектов в различных отраслях экономики города – это бюджет города. Все проекты, реализуемые на территории Сочи, должны быть актуальны и экономически окупаемы. Пространство – это ценный ресурс для города, без которого нельзя обойтись, поэтому должна реализовываться экономика квадратного метра, как ключевой показатель успеха и эффективности».

Алексеем Крыловским, управляющим директором Консорциума Леонтьевский центр – AV Group (LC-AV), и командой экспертов Стратегии «Сочи-2035» были представлены ключевые выводы проведенной диагностики.

Так, если Сочи-2023 – это лучший курорт России с уникальным рекреационным потенциалом и инфраструктурой, место успешной реализации масштабных инвестиционных проектов и проведения международных мероприятий самого высокого уровня, то Сочи-2035, согласно стратегическому видению, – это курорт-экополис: глобальный центр интеллектуального и физического здоровья, предпринимательства, творчества и природоподобных технологий.

Сочи обладает самой большой территорией среди городских округов Краснодарского края, почти 88% – это особо охраняемые природные территории (ООПТ), является вторым по численности населения (564,4 тыс. чел. по результатам переписи), которая за 10 лет увеличилась на 143,8 тыс. чел.

Сочи – лидирующий черноморский курорт, обладающий уникальными для Черноморского побережья климатическими и природными условиями, значительным рекреационным потенциалом, что и определяет ключевые отрасли экономики города.

Сочи входит в топ-3 ключевых туристических направлений в России, принимая 5% общероссийского турпотока и 36% туристского потока Краснодарского края.  Турпоток в г. Сочи состоит на 99% из россиян, на летний сезон приходится 55% потока, на зимний – 24%, на межсезонье – 21%, средняя продолжительность пребывания на курорте – 6 дней. Основные зоны концентрации туристского потока – прибрежные территории (преимущественно Центрального и Адлерского района), а также территории горного кластера, в меньшей степени в реализации туристского продукта задействован Лазаревский район.

Сегодня можно говорить, что г. Сочи является круглогодичным курортом, однако преобладает по-прежнему летний отдых, в связи с чем стоит задача развития видов туризма, не зависящих от сезона (лечебно-оздоровительный, деловой, событийный, образовательный и др.), которые привлекали бы туристов и отдыхающих в межсезонье.

Сочи – город-курорт с богатым культурным наследием, многообразием национальных культур. На территории г. Сочи насчитывается 538 объектов культурного наследия, осуществляют свою деятельность два центра национальных культур, действует Совет национальных объединений.

По вкладу креативных индустрий в ВГП (5,3%) Сочи входит в тридцать муниципальных образований России за исключением региональных центров. Доля организаций, задействованных в креативных индустриях г. Сочи составляет 9,2% (в 2020 г. – 8,2%), г. Сочи – один из лидеров Краснодарского края по данным показателям. В 2022 г. свою деятельность здесь осуществляют более 2,7 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к субъектам креативных индустрий. Наиболее распространенными видами креативных индустрий являются реклама, разработка ПО, искусство, кино и ТВ, ремесла, архитектура. Креативные индустрии в г. Сочи активно развиваются. Большая часть креативных площадок и коворкингов сосредоточена в Центральном и Адлерском районах.

Крупнейшие IT-компании России открывают свои офисы в городе. В 2018 г. в г. Сочи открылся офис компании «Яндекс» на 100 сотрудников. В октябре 2022 г. в городе был открыт офис СберБанка. У «Альфа Банка» разработана программа Alfa Summer Space. Город имеет большой потенциал для релокации сотрудников.

Инновационное развитие – одно из приоритетных направлений развития города-курорта Сочи. Повышение эффективности производственных процессов, повышение качества продукции и услуг невозможно без внедрения новейших технологий и подходов. Развиваются такие научно-исследовательские направления, как морская геология, сельское хозяйство и лесоводствао, медицина и оздоровление, исторически функционируют базы научных организаций. В настоящее время в Сочи расположены 16 научно-исследовательских организаций. Сочи обладает значительным потенциалом для внедрения инновационных проектов, создания и развития технологического кластера, развития природоподобных технологий, в т.ч. инфраструктурных «умных» решений.

В Сочи подготовку кадров осуществляют 14 профессиональных образовательных организаций. По ключевым для экономики города-курорта Сочи направлениям «Туризм», «Гостиничное дело» и «Гостиничный сервис» подготовка ведется в 7 из 14 учебных заведениях, в т.ч. в двух колледжах на базе вузов. Город Сочи участвует в реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». В городе-курорте функционирует 6 образовательных организаций высшего образования. Ключевым вузом является Сочинский государственный университет.

Молодежь активно вовлечена в общественную жизнь города-курорта. Вовлеченность молодежи в мероприятия за 2021-2022 гг. выросла в 2,3 раза (2021 г. – 201,7 тыс. чел., 2022 г. – 472,8 тыс. чел.). На территории Сочи 2 молодежных центра, 20 молодежных клубов находятся во всех административных районах г. Сочи. Наблюдается потребность в собственных Домах молодежи в административных районах и местах притяжения для сбора молодых людей и развития потенциала как личностных, так и профессиональных компетенций. В городе-курорте свою деятельность осуществляют 140 добровольческих объединений, размещено 16 добровольческих ячеек образовательных организаций, 2 самостоятельные добровольческие организации, Региональный центр поддержки серебряного добровольчества «Молоды душой», в 2022 г. состоялось открытие франшизы Ассоциации волонтерских центров «Добро.Центр».

Сочи – постолимпийская столица, с активной вовлеченностью детей, молодежи в систематические занятия спортом. В г. Сочи сосредоточена большая часть сертифицированных спортивных объектов Краснодарского края. Загруженность объектов спортивной инфраструктуры остается на высоком уровне и составляет 94,4%. Наблюдается активная вовлеченность детей и молодежи (от 3 до 29 лет) в систематические занятия физической культурой и спортом (92,2%), высок уровень доли обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом (91,8%).

В городе-курорте высок уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры. В 2021 г. проведена модернизация оборудования суммарно более чем на 300 базовых станциях сотовой связи, построено 322 км волоконно-оптических линий связи. В 2022 г. построено 74 станции и модернизировано 420. Активно внедряются инновации в рамках национального проекта «Цифровая экономика»: осуществлен запуск пилотного проекта внедрения 5G. Расширяется зона действия общегородского бесплатного wi-fi. В рамках проведения крупнейших мероприятий внедрялись новейшие информационно-коммуникационные технологии, что побуждает к дальнейшему развитию.

Активно развивается воздушное сообщение. Востребованность аэропорта Сочи неуклонно растет и имеются перспективы создания авиационного хаба. Международный аэропорт города Сочи – крупнейший узел местных и международных авиалиний в Южном Федеральном округе России. Закрытые в 2022 г. аэропорты региона утратили полетную сетку, а ее восстановление потребует значительных ресурсов, что будет приводить к дальнейшему развитию Сочи как авиационного хаба. Мастер-план развития аэропорта Сочи предусматривает увеличение пассажиропотока до 18,8 млн пассажиров в год. Существует нереализованный потенциал вертолётного сообщения в городе и регионе.

В 2021 г. возобновлено морское сообщение города-курорта Сочи с Геленджиком и Новороссийском. Время в пути от Сочи до Новороссийска морским транспортом: теплоходом «Комета», скоростным судном «Севастополь» или скоростным катамараном «Грифон» значительно меньше, чем при перемещении по суше: на 1-4 часа в зависимости от периода поездки. Рассмотрено строительство современных яхтенных марин, их комплексное развитие в рамках искусственных насыпных территорий, предусматривающих как строительство новых пляжей, так и объектов курортно-туристского кластера.

Особое внимание в Сочи уделено цифровизации. Осуществляется внедрение интеллектуальной системы управления дорожным движением, корректирование работы светофоров в режиме реального времени, ведется спутниковый мониторинг регулярных пассажирских перевозок в Сочи. Регулярное обновляется автопарк общественного транспорта. Проводится опытная эксплуатация электробусов. Развивается сеть газонаполнительных компрессорных станций. Используется топливо Евро-5 для заправки автобусов общественного транспорта. Движение осуществляется по 123 маршрутам городского и пригородного сообщения 7 автотранспортными предприятиями.

Сочи характеризуется высоким спросом и высокими ценами на жильё, высоким уровнем благоустройства. Высокий спрос на жилье обусловлен высокой престижностью и привлекательностью территории для постоянного проживания и в качестве объекта инвестирования, а также стремительным увеличением численности населения. Рыночные цены на жильё в г. Сочи за последние 3 года (с февраля 2020 г. по февраль 2023 г.) выросли в 2,0-2,5 раза. В г. Сочи активно строится жилье, ввод в действие жилых домов составил 607,5 тыс. кв. м. г. Сочи уступает только Краснодару и Новороссийску. Прирост за последние 4 года составил 497,9 тыс. кв. м. (1 место в крае).

Реализация Стратегии будет осуществляться в рамках муниципальных флагманских и приоритетных проектов, позволяющих вывести Сочи на принципиально новый виток развития. В Стратегии «Сочи-2035» закладывается пять флагманских проектов, которые в свою очередь подразделяются на несколько десятков приоритетных проектов. Все проекты детально прорабатываются, согласовываются с заинтересованными (ответственными за реализацию проектов) лицами и организациями, поскольку именно такой подход позволит обеспечить достижение заложенных в них результатов.

Пронизывающей логикой работы является выделение восьми пространственных округов[1], которые являются продолжением давно изложенных подходов бассейновых кластеров. Для целей Стратегии концепция бассейновых кластеров используется для 4 пространственных округов, сформированных на территории Лазаревского внутригородского района. При этом остальные 4 округа рассматриваются в сложившихся на сегодняшний день границах.

В Стратегии «Сочи-2035» выделены 8 пространственных округов: Аше/Магринский, Лазаревский, Головинский, Дагомысский, Центральный, Хостинский, Адлерский, Краснополянский.

Развитие ключевого для Сочи санаторно-курортного и туристского комплекса предусмотрено в рамках муниципального флагманского проекта «Сочи – курорт мечты», который включает два приоритетных проекта «Курортно-туристский кластер» и «Единая платформа сервисов для отдыхающих и туристов».

Актуальность проекта «Курортно-туристский кластер» обусловлена необходимостью в формировании целостного туристского продукта Большого Сочи с целевым сегментированием, опирающимся на продукты отдельных пространственных округов. Проект должен быть направлен в том числе на переориентацию части туристского потока с территорий с наибольшей рекреационной нагрузкой (территории Центрального, Хостинского, Адлерского района) в менее загруженные, обладающие туристско-рекреационным потенциалом (Лазаревский район), а также на обеспечении соответствия ожиданий от покупаемого гостем туристского продукта и реальности.

Так, например, Адлерский пространственный округ предлагается рассматривать в качестве хаба – точки входа внутреннего и въездного потока и его дальнейшего распределения, территории культурно-познавательного и развлекательного туризма, Хостинский пространственный округ – в качестве санаторно-курортного центра Сочи, Центральный пространственный округ – в качестве исторического центра и зоны гостеприимства, центра событийного и делового туризма. Лазаревский район разделяется на четыре пространственных округа: Магринский, Лазаревский, Дагомысский и Головинский, предлагается выделить «золотой треугольник: Дагомыс – Солохаул – Головинка» в качестве туристического центра Лазаревского района, развивать на глубинных территориях историко-культурный, экологический, сельский и другие виды туризма. Определение целевых аудиторий каждого из продуктов пространственных округов, легендирование туристских территорий, создание информационной системы поможет адресно продвигать туристский продукт Большого Сочи.  Задачами данного проекта являются также формирование институциональной системы и выстраивание эффективных каналов

коммуникации между органами власти, бизнесом, обществом и наукой, формирование системы подготовки и привлечения кадров с учетом потребностей предприятий отрасли, определение инфраструктурных ограничений в развитии кластера, реализация приоритетных инфраструктурных проектов и др. Проектом предусматривается и проработка предложений по развитию нормативно-правовой базы в сфере туризма и санаторно-курортной отрасли.

В качестве отдельного проекта предложено создание платформы сервисов для отдыхающих и туристов. Актуальность проекта «Единая платформа сервисов для отдыхающих и туристов» связана с отсутствием комплексной информационной системы о туристских ресурсах города-курорта Сочи, отсутствием единого сервиса, где гость города мог бы получить всю необходимую для него информацию, найти интересующие его маршруты, объекты притяжения, забронировать номер в отеле или купить билет в музей. Создание такой платформы необходимо для получения обратной связи о качестве сервиса, продуктах и услугах, предоставляемых гостям, а также для сбора, обработки и анализа больших данных о туристском потоке, его распределении и т.д.  В рамках проекта предлагается создать технологическую платформу с привлечением операторов сотовой связи и банков, внедрить электронные карты гостя, выстроить систему продвижения туристского продукта Большого Сочи.

Гармоничное развитие Сочи невозможно без качественной инфраструктуры. На решение имеющихся инфраструктурных проблем направлены проекты муниципальный флагманский проект «Долгосрочный план по развитию Сочинской агломерации». Для обеспечения устойчивого развития Сочи сформированы проекты «Сочинская агломерация – драйвер Азово-Черноморского развития», «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры Сочи» и «Транспортная система Сочи».

В рамках флагманского проекта «Сочи – экополис будущего» рассмотрена проблематика природных ресурсов и устойчивого развития. Участники сессии отметили необходимость тщательной проработки вопросов обеспечения градостроительной и экологической безопасности в рамках приоритетных проектов «Экополис – устойчивое развитие Сочи» и «Система безопасности Сочи». В числе приоритетов отмечены берегоукрепление и берегозащита, создание реестра территорий с высоким риском наступления неблагоприятных природных явлений и процессов (оползни, сели, землетрясения, наводнения и др.), усиление контроля за застройкой территории, использование подземных источников водоснабжения, организация городской системы мониторинга за природными процессами и явлениями, реконструкция и строительство гидротехнических сооружений, расчистка и укрепление русел рек и морского побережья, в том числе строительство новых набережных и искусственных территорий в акватории. Подчеркнута особая необходимость увязки планов развития Сочинского национального парка и Кавказского природного биосферного заповедника со Стратегией «Сочи-2035».

Блок социальной сферы представлен такими проектами, как «Образование Сочи: стратегии будущего», «Новый СГУ – интеллектуальное ядро Сочи», «Наука Причерноморья», «Молодые новаторы и патриоты Сочи», «Здоровье и благополучие сочинцев», «Сочи – территория творческих людей», «Сочи – город спорта и долголетия». Данные проекты обеспечат повышение качества жизни, развитие человеческого потенциала Сочи для ключевых сфер экономики края (в том числе, для СКТК), формирование благоприятной среды для самореализации и развития детей и молодежи.

Устойчивое опережающее развитие экономики на новой технологической основе предусмотрено в таких проектах, как «Сочинский технологический кластер» и «Цифровой город».

Сочи создавался как федеральный курорт и всегда им был. Государство всегда способствовало следующему этапу развития города, потому что модель, которая исторически действовала в Сочи, всегда нуждалась в федеральной поддержке. В стратегической перспективе до 2035 г. Сочи должен стать финансово самообеспеченным курортом-экополисом, важную роль в Стратегии «Сочи-2035» будет играть технологический кластер, который может создать новый сектор экономики в будущей структуре, который будет составлять не менее 15% (а возможно и 25%) в будущем валовом городском продукте.

Один из флагманских проектов – «Гармоничное развитие пространственных округов Сочи», предусматривает оптимизацию механизмов социально-экономического развития и системы управления территорией, преобладающую часть которой занимают природные комплексы. В проекте Стратегии «Сочи-2035» предлагается дифференцированный подход к планированию территории Большого Сочи в разрезе восьми пространственных округов. Пространственные округа рассматриваются в естественных природных границах экосистем «горы-реки-море» как объекты территориального общественного самоуправления. Основной акцент делается на разработке пространственной организации селитебной и природной территории вдоль русел и притоков основных рек Сочи, на взаимоувязке экономических и социальных аспектов каждого из пространственных округов. В центре внимания – система расселения, включающая объекты (жилье, рабочее место, школа, общественное пространство) и процессы (перемещение, коммуникации, отдых, самореализация) во взаимодействии (дом, работа, досуг). Проект предполагает комплексное сбалансированное развитие как каждого из восьми пространственных округов, так и территории в целом в качестве Сочинской курортной агломерации.

Участники сессии обсудили глобальные проблемы, вызовы, задачи муниципального образования и целевое видение развития каждого из восьми пространственных округов в долгосрочном горизонте вплоть до 2050 г.

В качестве наиболее болезненных выделены следующие вопросы.

  • Неконтролируемый рост переезжающего в муниципалитет населения влечет за собой девелоперский ажиотаж, стихийный рост цен на недвижимость, что ведёт к превращению исторически заложенной концепции развития Сочи как города-сада к модели переуплотненного мегаполиса. Экономика квадратного метра играла решающую роль в постолимпийский период.
  • Растущая антропогенная нагрузка в результате бесконтрольного уплотнительного строительства как высотных зданий, так и объектов индивидуального жилищного строительства, в условиях высоких экзогенных рисков на территориях со сложными инженерно-геологическими условиями, увеличение потока автотранспорта и другие факторы требуют введения жёстких градостроительных регламентов территориального планирования.
  • Задачей в долгосрочном периоде становится преодоление отставания социально-экономического развития сельской местности и преобразование сельских населенных пунктов в комфортные экопоселения со своей идентичностью.
  • Вопросы нарушения режимов зон горно-санитарной охраны (ГСО), деградация пляжей и гидротехнических сооружений, конфликт планов развития Сочинского национального парка (СНП) и муниципального образования являются важными акцентами стратегического планирования, предполагающим формирование водно-зеленого каркаса и единой модели туристского комплекса СНП и муниципалитета.
  • Вопросы реновации кварталов исторического жилого фонда, районов бессистемной малоэтажной ветхой застройки, застройки в зонах риска, редевелопмент неиспользуемых промышленно-коммунальных зон и комплексов санаторно-курортного назначения требуют работы через механизмы комплексного развития территории в широком смысле этого понятия. Стратегия должна определить долгосрочные политики развития для перспективных и проблемных территорий.

В связи с тем, что многие острые проблемы Большого Сочи связаны с вопросами законодательства и управления развитием территорий (пересечение федеральных, региональных и местных интересов: регулирования, полномочий и ответственности), на сессии рассмотрены институциональные задачи в сфере управления развитием территории:

  • Реализация Стратегии через инструменты стратегического и территориального планирования (стратегий, концепций, проектов планировки территории, схем ценностного зонирования территорий, бизнес-планов и тизеров) для перспективных комплесных проектов территориально развития в рамках всех восьми пространственных округов.
  • Мониторинг и воссоздание федеральной службы по управлению берегоукрепительных и противооползневых работ. Создание геотехнического кадастра.
  • Дифференцированный подход к местным нормативам градостроительного проектирования в разрезе пространственных округов.
  • Создание научно-исследовательского проектно-изыскательского центра на территории Сочи на базе профессиональных местных компаний, сохранивших компетенции, имеющих пул наработанных проектов, касающихся территориального развития.
  • Создание ассоциаций правообладателей – участников данных проектов.

Принятие и утверждение Стратегии «Сочи-2035», намеченное на осень текущего года, совпадает с утверждением генерального плана города, что дает возможность синхронизировать процесс разработки данных документов как взаимодополняющих друг друга, с целью последующей эффективной их реализации.

«Стратегическая сессия стала для нас толчком к обсуждению стратегии развития города, учитывая и вбирая в себя разные подходы и предложения для каждого сектора экономики, того или иного архитектурного и инфраструктурного решения, мер по совершенствованию делового и инвестиционного климата, улучшению качества жизни жителей и гостей курорта. Прилагая общие усилия к реализации поставленных в Стратегии «Сочи-2035» задач, мы должны вывести город Сочи на новый виток развития и укрепление его позиций как главного курорта-здравницы и южной столицы России», – сделала вывод первый заместитель главы Сочи Светлана Калинина.

Поделиться: