На прекрасные Кавминводы будущего нужно больше денег (Эксперт Юг)
Стоимость мегапроекта по развитию Кавминвод выросла на 8 млрд руб. Его дополнили трассой, которая соединит курорт с черноморским побережьем Кавказа. Несмотря на слабую проработку и неурегулированный правовой статус территорий, проект одобрил президент России.
Программа развития Кавминвод после встречи губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова с президентом Владимиром Путиным подорожала до 48 млрд рублей.
Как дорожала стоимость развития КМВ
Сегодня программа развития Кавминвод до 2030 г. включает 50 мероприятий и 26 инвестпроектов. План отправлен на обсуждение в Правительство Российской Федерации. Предложение по разработке программы впервые прозвучали из уст губернатора Ставрополья в 2019 г. Основная идея заключалась в привлечении федеральных ресурсов для развития туристического потенциала КМВ. Изначально проект оценивался в 12 млрд руб., однако федеральные власти расширили программу и увеличили финансирование. По информации Владимира Владимирова, теперь объем инвестиций программы достиг 48 млрд рублей, из которых 44 млрд руб. – федеральные средства.
«Предусматриваются меры для модернизации и строительства сетей водо- и энергоснабжения, объектов транспортной инфраструктуры. Всего до 2026 г. предполагается выполнить 26 таких проектов с общим объемом финансирования около 48 млрд руб. из федерального и регионального бюджетов. Также запланированы мероприятия для повышения экологической безопасности, защиты объектов культурного наследия и другие», — сообщает пресс-служба правительства Ставропольского края.
Ранее «Эксперт Юг» писал, что стоимость программы оценивалась в 40 млрд руб., а основной трудностью считается неурегулированный статус территорий. Также одной из главных задач, обозначенных властями, стало обеспечение курортных городов необходимой коммуникационной инфраструктурой. Значительную часть средств планировалось выделить на строительство нового канализационного коллектора. Следующей задачей значилось модернизация местных санаториев.
Также Минэкономразвития России предложило признать города КМВ (Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, Минеральные Воды) курортами федерального значения.
«Железноводск, фактически, это моногород — здесь нет ни промышленности, ни заводов, только санатории, лес и малый бизнес, который обслуживает санатории, — говорит Евгений Моисеев, глава города-курорта Железноводска Ставропольского края. — При правильном обращении с водными источниками, воды хватит на очень долгие годы. 6 тыс. рабочих мест даст строительство новых 7 тыс. койко-мест на инвестиционной площадке в городе. Железноводск уникален, прежде всего тем, что наш ресурс — санаторно-курортная услуга — неисчерпаем».
«Проект века» дополнили трассой
Помимо создания необходимой инфраструктуры, речь на совещании с Владимиром Путиным шла и о дорожной связи между курортами КМВ и черноморским побережьем. Проект трассы Кавминводы-Сочи оценили в сумму более 91 млрд руб. Речь о строительстве такого коммуникационного объекта заходит не в первый раз.
По мнению управляющего директора Консорциума «Леонтьевский центр — AV Group» (LC-AV) Алексея Крыловского, строительство трассы позволит распределить туристический поток между Краснодарским и Ставропольским краями.
«Отметим, что туристско-рекреационные функции зависят от наличия связей между разными курортными точками. Именно поэтому проект строительства трассы, которая свяжет Кавказские Минеральные Воды и Черноморское побережье, обладает таким мощным потенциалом. Реализация проекта позволит обеспечить эффективную логистику туристического потока и будет способствовать развитию полноценного туристического кластера на Кавказе.
В идеале трасса не только соединит две курортные зоны, но и будет стимулировать развитие территорий, по которым пройдет. В частности, это относится к Мостовскому району Краснодарского края, территории республик Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Говоря о целесообразности такого проекта, можно вспомнить кейс Израиля, где за один день, благодаря грамотной логистике, можно посетить самые разные туристические точки», — подчеркнул Алексей Крыловский.
Несмотря на то, что ранее возникали вопросы к проекту в плане экологической безопасности, сегодня благодаря развитым технологиям и выбору оптимального коридора для строительства, можно соблюсти все природоохранные требования», — говорит Крыловский»
Отвечая на вопрос об актуальности плана по развитию КМВ, эксперт отметил, что программа определенно принесет пользу региону и стране.
«Если вернуться к самой программе развития Кавминвод, то нужно отметить, что выполнение проекта поможет и региону, и стране. Хорошо, что губернатор Владимир Владимиров так активно прорабатывает экономическую повестку. Конечно, для реализации столь масштабной программы главе региона необходимо согласие на самом верху», — объяснил Крыловский.
«Программа развития Кавказских Минеральных Вод входила в пул проектов Олимпиады 2014 г. Но реализацию ее пришлось отложить. Несмотря на то, что федеральные власти сегодня выделяют внушительные средства, необходимо подключать частный капитал. Задача властей — взять на себя до 40% крупных инфраструктурных проектов. А инвесторов нужно привлекать на условиях комплексного развития регионов», — отметил Крыловский.
Эксперт также подчеркнул, что сравнивать Кубань и Ставрополье по объему туристического потока не совсем верно, ведь у двух регионов разный гость.
«Ставропольские курорты и курорты Краснодарского края имеют разную специфику и размер турпотока. Кубань принимает в год до 16 млн человек, в то время как Кавминводы – 1,2 млн гостей. Курорты Ставрополья рассчитаны на длительное пребывание. На Черноморское побережье люди часто приезжают всего на пару дней. Поэтому просто сравнивать два этих региона некорректно. Курорты Кавказских Минеральных Вод имеют свою емкость, и их перегрузка будет истощать основной ресурс — местную лечебную минеральную воду. Однако при рациональном подходе есть возможность повысить эту емкость. Еще в советские годы были разработаны проекты, решающие эту задачу. Сейчас они лежат под сукном и ждут своего часа», — заключил Крыловский.
Владимиру Владимирову доверяют миллиарды
На встрече с президентом Владимир Владимиров также подчеркнул, что КМВ по турпотоку и качеству минеральной воды «превосходят все европейские курорты». По его словам, «даже в самые плохие годы мы имеем 42% от всех европейских курортов – посещение Кавказских Минеральных Вод». Уточнений этой фразы не последовало. Правда, по словам главы региона, в допандемийном 2019 г. Кавминводы посетили 147 тыс. туристов из дальнего зарубежья. Эта цифра будет расти, пообещал Владимиров.
Губернатор также указал, что курорты Ставропольского края привлекают иностранные инвестиции. В частности, в строительство санаториев и отелей вкладывается британский и азербайджанский бизнес.
Политолог, директор «Центра прикладной социологии и политологии» Геннадий Подлесный считает, что встреча губернатора Ставрополья с главой государства демонстрирует благожелательное расположение центральных властей к региональным.
«Самое главное, что Владимир Путин встретился с Владимиром Владимировым. В последнее время только ленивый не писал, что губернатор Ставропольского края на грани отставки. Глава региона не мог быть не в курсе того, что у него творится буквально под боком. Силовики продолжают готовить последующие аресты. Решение о выделении миллиардов инвестиций в развитие Ставропольского края говорит о том, что президент продлил кредит доверия губернатору региона. Владимиров получил карт-бланш, по крайней мере, до конца срока полномочий. Президент считает, что глава Ставрополья светлый и незапятнанный человек и ему можно доверить миллиарды», — говорит Подлесный.
По мнению политолога, строительство дороги в данной ситуации — вопрос второстепенный. Разговоры о том, чтобы сократить путь от КМВ до Сочи, ведутся уже лет 20.
«Дорога должна проходить через Кавказский биосферный заповедник, в том числе через места под охраной ЮНЕСКО. Нужно будет в очередной раз отвечать на вопрос: что первично: экология или бизнес-проект. Дорога может нанести существенный вред природе. Несомненный плюс в том, что Сочи станет более доступным, чем сейчас. Сократится время перемещения людей и грузов. Минус в том, что придется жертвовать экологическим благополучием тех мест, по которым она пройдет. Судя по тому, что деньги пообещал президент, власть готова принести такую жертву».
Геннадий Подлесный отметил, что у проекта есть как сторонники, так и противники. Международные экологические правозащитные организации (ЮНЕСКО, WWF, Гринпис) найдут много аргументов против.
«Уже сейчас можно говорить о том, что все эти организации будут проводить различные акции и дестабилизировать обстановку во всех регионах, где планируется строительство», — прогнозирует политолог.
Источник: https://expertsouth.ru/news/na-prekrasnye-kavminvody-budushchego-nuzhno-bolshe-deneg/